АНГЛИЙСКИЙ ЛОМБЕР

Английский ломбер

Форма Ломбера, культивировавшаяся в Англии. Ниже приведены только отличия от формы Ломбера, игравшейся в России.

фишки Каждая сдача — отдельное событие, и расчет производится тотчас же фишками, марками или жетонами, хотя возможно вести счет и на бумаге, если фишек нет в распоряжении.

сдача Игрок справа от сдатчика называется первой рукой, игрок слева — поуни. Каждый сдает по очереди, очередь также переходит вправо. Если играющие разного пола, сдает тот, кого превзошли численно; или же карты раздаются в открытую, и тот, кому первому достанется король (иногда черный туз), сдает первым. После тасовки и предложения снять поуни, кладется пять фишек в пульку и сдается по девяти карт каждому игроку, три раза по три. Оставшиеся тринадцать помещаются крапом вверх и слегка раскидываются в центре стола. Они образуют прикуп, или талон.

торговля Основные игры, к-рые можно объявить (но см. также варианты), следующие (от наименьшей до наивысшей).

1. Простая (у испанцев — энтрада). Заявка на выигрыш после назначения козырей, сноса ненужных карт из руки и добора тождественного количества из талона с целью улучшения руки.

2. Вольтерета. Заявка на выигрыш после вскрытия верхней карты прикупа и принятия ее масти в качестве козыря, какой бы она ни была, и затем обмена, как и в простой.

3. Соло. Заявка на выигрыш после назначения козырной масти, но без обмена карт.

Первая рука объявляет или пасует первой, сдатчик последним. Тот, кто пасует, торговаться далее не может, и ежели пасуют все трое не торгуясь, карты бросаются, и сдает следующий игрок, тем самым увеличивая пульку (однако см. варианты). В торговле масти не упоминаются. Если первый говорящий объявляет простую игру, то следующий по кругу должен называть более старшую игру или пасовать. Однако если игрока переторговали, он может предъявить преимущественное право, объявляя ту же игру, что и тот, к-рый его перекрыл. (Пример: первая рука говорит: “Играю”, что означает простую; поуни может только заявить выше и объявляет вольтерету; теперь слово сдатчика, к-рый заявляет соло. Если после этого первая рука действительно настаивает на игре против такой оппозиции, к-рая неправдоподобна, то может предъявить преимущественное право, заявляя “соло”; или он может спасовать — и поуни может равным образом объявить соло. В случае, если бы сдатчик спасовал, первая рука могла бы лишить поуни его вольтереты, и последний должен был бы либо пасовать, либо поднимать до “соло”.) Когда два игрока спасовали, третий становится ломбером, и должен играть игру, равную объявленной им, либо выше.

обмен Если объявлена простая игра, ломбер сначала назначает козырную масть и затем сносит крапом вверх столько карт из своих, сколько хочет, беря равное количество с верха талона для восстановления руки до девяти карт. Правила расходятся в том, можно ли смотреть или открывать карты, оставшиеся в талоне. Это должно быть оговорено заранее. (Напр., остаток талона может посмотреть только сдатчик, и если он это делает, то должен показать его и остальным игрокам.).

Если объявлена вольтерета, ломбер открывает верхнюю карту прикупа — масть этой карты становится козырной. Затем он сносит и прикупает обычным путем, его противники делают то же, как описано выше.

Если ломбер играет соло, он назначает козырную масть и оставляет прикуп противникам. Первый меняющий не может сносить более восьми.

воля Если ломбер выигрывает первые пять взяток подряд, то может прекратить розыгрыш и потребовать тотчас же пульку. Однако если он выходит на шестую взятку, то тем самым автоматически предпринимает взятие всех девяти взяток (волю), заслуживая премию в случае успеха, либо штрафа — при подсаде. (То же, что тотус.)

отказ Если ломбер чувствует, что выиграть не может, то может отказаться в любое время до того, как сыграет своей картой в четвертую взятку. Если оба оппонента принимают отказ, что они обязаны сделать, если ломбер играет вольтерету, то ломбер проигрывает игру и платит пуэсту, что объяснено ниже. Любой оппонент, впрочем, может сказать: “Оспариваю”, и тем самым заставить продолжить игру с целью взятия большинства взяток им самим. Ломберу не разрешается отказываться, если он играет соло.

исход Если ломбер берет больше взяток, чем каждый противник в отдельности, то выигрывает сакадо; если ему не удалось выиграть, и произошла ничья (т. е. взятки распределились 4–4–1 или 3–3–3), он проигрывает пуэсту (репуэсту, рипосту). Если противник выигрывает большинство взяток, то выигрывает, а ломбер проигрывает, кодиль. В этом случае противник выигрывает все то, что выиграл бы ломбер в случае успеха.

За выигрыш сакадо ломбер берет содержимое пульки плюс определенное число единиц с каждого оппонента дополнительно. Эти персональные “дополнения” следующие.

Игра. 5 за выигрыш.

Воля. 25 за взятие всех девяти взяток.

Вольтерета. 2 за сыгранную вольтерету.

Соло. 10 (раньше 8) за сыгранное соло.

Можно добавить нек-рые другие выигрыши, следующие ниже.

Примеры. 1 за выигрыш первых пяти взяток подряд, если только не была выполнена также воля.

Эстуче (онеры). 1 единица за каждого последовательного старшего козыря, к-рый у игрока есть или отсутствует. (как в Скате). Например, если есть шпадилья, но нет манильи, или недостает шпадильи при наличии манильи, игрок берет по 1 единице с каждого игрока. Если у него имелись два верхних козыря, но отсутствовал третий, или отсутствовали два верхних, но был третий, он взимает две единицы, и т. д. Последующие онеры, конечно, скорее всего будут присутствовать, нежели отсутствовать.

Если ломбер проигрывает пуэсту (ничья), то удваивает пульку и добавляет в нее еще по 5 единиц за каждого игрока в игре (по другим правилам — только удваивает пульку). Вдобавок проигравший платит соответствующие дополнения каждому оппоненту, как описано выше, например вольтерету, соло и эстуче. Он также платит примеры, если проиграл первые пять взяток. (Хотя Ломбер — это игра для троих, но он часто игрался четырьмя, при этом сдатчик не получал карт и не принимал участия в игре, но теперь сдатчик включается во все описанные здесь расчеты.)

Если ломбер проигрывает кодиль, то платит ровно такое же количество, какое причитается за пуэсту, но только не в пульку, а игроку, к-рый взял большинство взяток.

Если ломбер выиграл первые пять взяток, пошел на волю, но не сумел взять все девять, то платит по 30 каждому оппоненту, минус любые дополнения, причитающиеся ему за вольтерету (2), соло (10) и эстуче (согласно стоимости).

Если ломбер уступил, и оспаривающий одержал верх, последний выигрывает, если ему удается взять индивидуально большинство взяток, и ломбер платит, как за кодиль обычным путем. Если оспаривающий сыграл вничью, то оплачивает пуэсту, как описано выше; если сел, то платит кодиль игроку, к-рый его посадил. В любом случае ломбер также платит всем то, как если бы он разыграл игру вничью.

резервные пуэсты Можно договориться, что когда пулька достигает определенного размера, скажем 100 единиц, любые последующие платежи  за пуэсты ведутся отдельно. Когда пулька забирается, она тотчас же наполняется вновь наивысшей пуэстой — необязательно той, что платилась самой последней.

варианты

фавор Это означает заранее выбранную старшую масть, обычно бубны. Объявление фавор — выигрыш простой игры с козырями бубны — перебивает обычную семпельную игру, а фавор-соло перебивает обычное соло. Независимо от выигрыша или проигрыша, все платежи за фавор идут вдвое против того, что причитается за те же самые игру и дополнения в любой другой масти. (Неясно, оплачивается ли вольтерета вдвойне, если бубны вскрыты в качестве козыря, или же фавор считается вдвойне, если особо объявлен. Этот вопрос должен быть устранен заранее.)

распасовка Если все три игрока сразу спасовали, разыгрывается одна или более из следующих игр:

а) гаскарилья — заявка на выигрыш после сноса и прикупки восьми карт и назначения козыря после прикупки (а не до сноса). Стоимость игры — три единицы;

б) контрабола — заявка на проигрыш каждой взятки. Для этой цели ни один игрок не сносит, и ломбер должен располагать по крайней мере одной картой той масти, что он объявляет козырем. Если он не берет взяток, выигрывает сакадо; если берет, то проигрывает пуэсту;

в) шпадилья-форсе: игрок, к-рому сдан ªТ, обязан играть при распасовке. Один метод требует ему играть вольтерету, к-рая оплачивается, как за соло, и при выигрыше, и при проигрыше.

Товары к этому блоку