БАРБЮ

Барбю

(фр. barbu бородатый), ср. нескл. Французская игра для четверых, разработанная бриджистами, некогда любимая у итальянской бриджевой команды “Скуадра Адзурра”. Входит и в реверсишную и в стоповую семьи, поскольку, с одной стороны, напоминает Кинг, с другой — Фантан. Первоначально игра имела простую форму, в к-рой задачи разыгрывались в строгой последовательности (без выбора, контры и реконтры), пока не попалась на глаза бриджистам. Название дано оттого, что в нек-рых колодах король черв изображен с бородой. Нижеследующие правила приведены по описанию Ника Уэдда с исправлениями и дополнениями Джона Маклауда.

игроки 4. Каждый играет за себя.

карты 52.

сдача Первый заявитель выбирается по жребию. Первые семь сдач этот игрок будет заявителем Карты сдает игрок справа от него, а снимает игрок напротив. После того как заявитель объявит семь контрактов, игрок слева от него становится новым заявителем на следующие семь сдач. И так до тех пор, пока каждый не объявит семь задач. Т. о. партию составляют 28 сдач.

контракты (задачи) В ходе партии каждый игрок должен объявить семь задач, когда яявляется сдатчиком. Существует 5 “негативных”  и 2 “позитивных” контракта. В негативных задачах козырей нет.

При розыгрыше заявитель выходит любой картой на первую взятку, в дальнейшем — игрок, взявший взятку. Необходимо ходить в масть, в случае ренонса можно сносить любую карту. В нек-рых контрактах есть ограничения в отношении того, какой картой нельзя выходить.

Негативными контрактами являются следующие.

безвзятие: каждая взятка стоит по –2 очка (всего –26);

девочки: штрафными картами являются дамы, считающиеся каждая по –6 очков (всего –24). Сыгранная дама кладется в открытую перед игроком, к-рый взял ее во взятке, с тем чтобы каждый мог видеть, кто сколько взял. Когда вышла последняя дама, розыгрыш прекращается на этой взятке;

последние две: предпоследняя взятка стоит –10, а последняя –20 взявшему их (всего –30);

червы: штрафными картами являются 13 черв, считающиеся каждая по –2 очка, за исключением ©Т, к-рый стоит –6 (всего –30). Червами можно ходить тк. в случае, если игрок, делающий ход, имеет тк. червонную масть. Взятые червы кладутся лицом вверх перед взявшими их игроками;

©К: штрафной картой является тк. одна эта карта, стоящая –20 игроку, взявшему ее во взятке. Червами можно ходить тк. в случае, если игрок, делающий ход, имеет тк. червонную масть.

Позитивными контрактами являются следующие.

козыри: заявитель назначает козырей и делает выход на первую взятку, в дальнейшем — игрок, взявший взятку. Необходимо ходить в масть, в случае ренонса — играть козырем, причем более старшим, чем тот, что уже  сыгран во взятку, если возможно. Каждая взятка стоит +5 (всего +65);

домино (иногда называют тж. фантан – по назв. аналогичной игры): заявитель выбирает стартер достоинство начальной карты. Нвапример, если стартер 5, то он говорит: “Домино от пятерки”. Цель — избавиться от карт раньше других игроков. Каждый игрок по очереди, начиная, как всегда, с заявителя, должен, если может, ходить пождходящей картой.  Подходящие карты — те, чье достоинство объявлено, а тж. карты той же масти, следующие по старшинству за картами, ранее выложенными на столе. Учтите, что каждая масть должна начинаться с карты того достоинства, что объявил заявитель. Например, в домино от пятерки обладатель §7 не может ею сходить до тех пор, пока не выйдут на стол §5 и §6, даже если уже сыграна секвенция ª4567. Игрок, к-рый не может сделать ход, т. к. не имеет подходящей карты, сообщает об этом (к примеру, постукиванием по столу), и ход переходит к другому. В случае, если заявитель не имеет карты объявленного им достоинства, ход переходит к следующему игроку. Сыгранные карты образуют разметку (макет) из четырех карт стартового номинала в центре стола и прочих карт соответствующих мастей, следующих по порядку с обеих сторон стартеров. Розыгрыш продолжается до тех пор, пока все игроки не избавятся от карт. Как обычно, тузы являются старшими, двойки младшими, поэтому последними картами в секвенции будут либо туз, либо двойка. Пример. А выбрал домино от девятки и играет ©9, Б играет ª9, В — ª10. Подходящими картами для Г теперь являются ©8, ©10, ª8, ªВ, ¨9, §9. Если он не имеет ни одной из них, то должен пасовать. Игрок, вышедший первым, получает +45, второй игрок — +20, третий — +5 и оставшийся — –5. Суммарная стоимость контракта, следовательно, +65.

Счет так подобран, чтобы в итоге семи сдач был 0.

контра и реконтра После того как контракт выбран, каждый игрок по очереди, начиная с игрока слева от разыгрывающего, имеет возможность законтрить игру. Игрок может контрить всех игроков, нек-рых или только заявителя. Разыгрывающий может реконтрить тех игроков, к-рые его законтрили. В каждой серии из семи сдач каждый игрок обязан контрить разыгрывающего по меньшей мере дважды. В двух позитивных контрактах противники заявителя могут контрить тк. его, а не друг друга. Заявитель, как обычно, может давать реконтру на тех, кто дал ему контру. Контра представляет собой пари между двумя игроками — контрящего и законтренного,— что результат первого будет лучше, чем у второго. При решении вопроса о том, контрить или нет другого игрока, вы руководствуетесь тем, ожидаете ли вы сыграть лучше, чем он. (В оригинале сказано, что при объявлении контры и реконтры говорят “максимум”, что не имеет смысла.)

счет Контры и реконтры записываются в счете по ходу того, когда они имеют место. Контрение сдатчика каждым игроком показывается кругом, чтобы легче было увидеть две обязательные контры. По окончании сдачи подводится итог. Сначала записываются плюсовые или минусовые очки каждого игрока. Затем эффект контр подсчитывается пара за парой для каждой из шести пар игроков:

1) если ни один из двух игроков не контрил друг друга, то побочного платежа нет;

2) если тк. одна пара игроков контрила друг друга, то подсчитывается разница между их результатами, и эта разница добавляется к счету того из них, кто показал лучший результат, и, наоборот, вычитается со счета того, кто сыграл хуже;

3) если каждая пара игроков контрила друг друга, то разница их результатов подсчитывается, затем удваивается и добавляется к счету того, кто показал лучший результат, и, наоборот, вычитается со счета того, кто сыграл хуже.

Вот, например, счет с двумя сыгранными сдачами. В первую сдачу Анн была заявителем и выбрала девочек. Ее контракт обозначен “Q” в левой колонке. Бет (по-русски Лиза) (с хорошей рукой для девочек) начинает с контрирования всех игроков, говоря “контра”. Это записывается в колонке Бет знаком ×, а обведенный в круг он показывает контру на разыгрывающего. Затем Кэт законтрила Анн и никого более. Это записано буквой “А”  — для Анн, и в круге — т. к. Анн — заявитель. Далее, Дайана  спасовала (имея плохие карты). Затем Анн дала реконтру Кэт, что обозначено литерой “C” (Cath). При розыгрыше Дайана захватила двух дам во взятках, а Анн и Кэт — по одной. Это записано так: –6 для Анн, –6 для Кэт и –12 для Дайаны. Далее подсчитаны побочные платежи, выделенные здесь цветом.

А/В. Бет (Beth) контрила Анн, но последняя не контрила Бет. Анн записывает –6, тогда как Бет 0, т. о. Анн платит 6 очков Бет. Это показано красным цветом.

А/С Анн и Кэт контрили друг друга, поэтому между ними производится удвоенный платеж. Однако они обе набрали поровну — –6, поэтому побочного платежа нет.

А/D Ни Анн, ни Дайана не контрили друг друга, поэтому побочного платежа нет.

B/C. Имеет место одна контра между ними, разница в счете 6, поэтому Кэт платит Бэт 6. Это показано зеленым.

B/D. Имеет место одна контра между ними, разница в счете 12, поэтому Дайана платит Бет 12. См. синий цвет.

C/D. Контр между ними нет, поэтому и побочного платежа нет.

После этого подсчитывается итог и записывается в итоговую колонку каждого игрока. В довершение, общая стоимость контракта записывается в правую колонку, служащую для проверки суммы (проверка делается так: общий итог четырех игроков прибавляется к числу в крайней правой колонке, в результате должен получиться 0).

Во второй сдаче Анн выбирает червы (“H” — hearts в первой колонке). Бет и Кэт пасуют, Дайана контрит Анн, а Анн реконтрит Дайану. Анн не берет черв, Бет взяла 6 очков, Кэт 20, а Дайана 4. Побочные платежи были подсчитаны и добавлены, как описано. Сумма проверена. Заметьте, что пять цифр в правой колонке каждого игрока и проверочная сумма — это текущие результаты.

Товары к этому блоку