БЛЕКДЖЕК

Блекджек

БЛЕКДЖЕК. Общие правила.

игроки Один банкомет (сдатчик) и 1–7 или более понтеров (прочих игроков). В частной игре может быть вплоть до 14 игроков.

стоимость карт Туз считается 1 или 11, по выбору владельца, фигуры по 10, остальные карты по своей лицевой очковой стоимости. Джокер, если используется, является лишь индикаторной картой и не вводится в игру.

цель Набрать более высокое количество очков, чем банкомет, однако количество очков не должно превысить 21. Рука, счет к-рой превышает 21 очко, проигрывает тотчас же. Двухкарточная рука стоимостью ровно 21 (фигура или десятка и туз) называется натуралью, или блекджеком.

ставки За исключением банкомета, каждый игрок ставит перед началом каждой сдачи. Разрешаются ставки только против банкомета. По окончании каждой сдачи банкомет платит тем, у кого счет выше, чем у него. Зрителям может разрешаться ставить на руку любого игрока, кроме руки банкомета.

основной ход игры 1. Внесение ставок и сдача двух карт каждому игроку. 2. Получение последующих карт по просьбе каждого игрока в порядке очереди, банкомет последний. 3. Расчет по ставкам.

понтон и блекджек Стадия внесения ставок и сдачи карт в частной игре придерживается двух главных форм.

1. Что касается казиношного Блекджека, то игроки размещают свои ставки до того, как посмотрят свои карты.

2. Что касается формы Понтон (см.) Британского Содружества, то игроки ставят после того, как увидят свою первую карту.

Не существует стандартного принципа отличения Блекджека от Понтона: американские правила для частной блекджековой формы могут приводить понтонную форму, тогда как немногие американцы рассматривают Понтон в качестве стандартного Блекджека. Как бы то ни было, в Словаре Блекджек и Понтон рассматриваются отдельно.

БЛЕКДЖЕК С ПЕРЕХОДЯЩИМ БАНКОМ (англ. экв. blackjack with а change bank)

карты 52 (или иногда две колоды, стасованные вместе) плюс джокер, к-рый не вводится в игру.

выбор первого банкомета осуществляется посредством сдачи: обычно банкует игрок, к-рому первому выпадает туз или, иногда, черный валет.

смена банкомета Существуют две альтернативные системы:

1) каждый игрок осуществляет пять сдач в качестве банкомета, после чего эта роль переходит следующему игроку слева;

2) банкометство меняется всякий раз, когда в сдаче выпадает блекджек, т. е. когда первые две карты игрока составляют 21 очко. Игрок с блекджеком имеет право стать новым банкометом по окончании этой сдачи. Когда два или более игрока имеют блекджеки, то преимущественное право имеет ближайший игрок слева от банкомета. Если все игроки с блекджеками отвергают это право, то настоящий банкомет продолжает, если только он также не отвергает, в коем случае роль предлагается каждому по очереди по часовой стрелке начиная с игрока, находящегося непосредственно слева от настоящего банкомета. Если все отказываются, то новый банкомет выбирается тем же самым способом, что и изначально.

продажа банка с аукциона Частные игры временами протекают так, что банкомет всегда выбирается путем аукциона. Во всех частных играх, однако, игрок, к-рый больше не хочет банковать, может между сдачами выставить банк и сдачу на аукцион. Однако если предложений нет, то он проигрывает банк и сдачу первому игроку слева от себя (или, если тот игрок отказывается, банк и сдача предлагаются по очереди, идущей по часовой стрелке, до тех пор, пока не будут приняты, или до тех пор, пока новый банкомет не будет выбран первоначальным способом).

тасовка и снятие 1. Банкомет тасует карты. (Любой игрок имеет право тасовать в любое время, но банкомет имеет право тасовать последним.) 2. Любой другой игрок снимает карты. Если снять хотят несколько игроков, то это должно быть разрешено каждому из них. 3. Колода кладется крапом вверх на открытого джокера, к-рый действует в качестве индикаторной карты. (Если в наличии нет джокера, то банкомет подрезает карту, т. е. берет верхнюю карту колоды, показывает ее всем игрокам и кладет ее лицом вверх под низ колоды. Туз подрезан быть не может, и если вскрыт туз, то колода должна быть перетасована и снята снова.)

ставочные лимиты Банкомет устанавливает минимально и максимально допустимые ставки и может корректировать их по своему усмотрению между сдачами.

ставки и сдача 1. Перед сдачей карт каждый игрок, кроме банкомета, размещает свою ставку перед собой на всеобщем обозрении.

2. Банкомет сдает по одной карте каждому игроку, кроме себя, крапом вверх по кругу, начиная с игрока слева от себя. После этого он сдает себе одну карту в открытую.

3. Затем каждому игроку, включая банкомета, сдается вторая карта крапом вверх.

4. Если вскрытой картой сдатчика является туз или десятоида (карта стоимостью 10, т. е. фигура или десятка), то сдатчик смотрит свою закрытую карту (хоул-карту), нет ли у него блекджека. Если есть, он объявляет об этом и открывает свои карты. Понтеры затем смотрят свои карты. Банкомет забирает ставки всех игроков, к-рые не имеют блекджека; игрокам с блекджеком обычно возвращаются их ставки, однако в нек-рых версиях игры они также платят банкомету: (вариант) при блекджеке у банкомета все понтеры, не имеющие у себя блекджека, платят двойной размер своей ставки; имеющие блекджек проигрывают одинарную ставку.)

5. Если вскрытая карта банкомета не является тузом или десятоидой, или когда он считает, что не имеет блекджека, игрок слева от банкомета начинает игру.

рука первого игрока Игрок слева от банкомета смотрит свою руку и начинает игру.

1. Если он имеет 21 очко, то открывает свои карты, предъявляет блекджек, и ему уплачивает банкомет, если только последний также не имеет блекджека.

2. Если сумма его очков менее 21, то он имеет право брать последующие карты. Если он чувствует, что число очков, к-рое он уже набрал, вероятно ближе к 21, чем у банкомета, тогда он может сказать: “Стою”, после чего карт больше не получает. Если он решает попытаться набрать ближе к 21, то может сказать: “Еще”, или “Карту” (Немые игроки сигнализируют жестами: палец, показывающий на карты, означает “еще”; ладонь, двигаемая влево-вправо горизонтально столу,— “хватит”), и получает дополнительную карту лицом вверх. Он может прикупать до тех пор, пока не будет удовлетворен своей рукой, в коем случае говорит: “Хватит” (Употребляемое порой “спасибо” вместо “хватит” следует считать разговорным эквивалентом). Однако если его счет превышает 21, он должен объявить это тотчас же, говоря: “Перебор”. Если игрок перебирает, то закрывает свои карты, банкомет забирает его ставку, и карты игрока кладутся лицом вниз под низ колоды. После этого он выбывает из игры до следующей сдачи.

руки последующих игроков Как только один игрок сказал: “Хватит”, “Стою” или “Перебор”, в игру вступает игрок слева от него. Так продолжается до тех пор, пока не сыграет каждый из понтеров.

рука банкомета Банкомет играет последним. Если все понтеры перебрали, он просто сбрасывает свои карты и начинает следующую сдачу. В противном случае он переворачивает свою закрытую карту лицом вверх и решает, стоять или прикупать (давать себе дополнительные карты, в открытую) до тех пор, пока не станет удовлетворен рукой или не переберет (превысит 21). Как только банкомет закончил, все руки, находящиеся еще в игре, открываются.

дабл-даун Эта процедура разрешается в игре “с постоянным банком” и часто включается в форму “с переходящим банком”. В свою очередь игрок может, посмотрев свои первые две карты, решить сделать дабл-даун, т. е. со своими первоначальными двумя вскрытыми картами удвоить первоначальную ставку, в этом случае он получает только одну дополнительную карту крапом вверх. Понтер не может смотреть эту карту до тех пор, пока не сыграют все остальные понтеры и банкомет, после чего именно последний вскрывает эту карту. Возникшему в результате дабл-дауна размеру ставки разрешается выходить за рамки максимальной ставки. (Иногда дабл-даун разрешается, только когда первые две карты составляют 10 или 11 (иногда 9), но никогда 18–20.)

разделение пар Эта процедура (на проф. жаргоне — сплит) разрешается в игре “с постоянным банком” и часто включается в форму “с переходящим банком”. Если первые две карты игрока составляют пару (например, две шестерки или два короля (часто парой считаются любые два десятоида, например дама и король)), то они могут быть по желанию игрока разделены, т. е. стать основой двух отдельных рук. Для этого игрок открывает руку и кладет одну карту справа от себя и одну слева. Свою первоначальную ставку понтер размещает у одной из карт, и равную ей — у другой. После этого банкомет сдает одну карту в открытую к карте справа от игрока, после чего последний действует обычным образом. Когда он закончил (стоит, остановился, перебрал), получает еще одну карту в открытую — к карте слева, действуя затем по усмотрению. Если при разделении и получении новой карты, кроме туза, образуется еще пара, то разделение может быть сделано снова, и опять игрок доставляет количество, равное первоначальной ставке. Всякие дальнейшие пары могут быть также разделены. (Вариант. Нередко число разделений лимитируется тремя-четырьмя.) Если разделены тузы, то к каждому тузу может быть прикуплено только по одной карте. 21 очко, набранное на двух картах после разделения, не считается за блекджек, т. е. оплачивается эквивалентной суммой, и банк не меняет руки.

нарушения 1. Если понтер пропустил первый круг сдачи, он должен попросить карту с верха колоды до того, как начнется второй круг, или должен пропустить эту сдачу.

2. Если игрок получает две карты на первом круге сдачи, он имеет право снести любую из них или играть на две руки со своей первоначальной ставкой на каждой.

3. Если игрок получает две карты на втором круге сдачи, то сносит любую из них.

4. Если карта в колоде появляется лицом вверх, то игрок имеет право принять или отвергнуть ее.

5. Если игрок получает карту, к-рую не просил, то может либо удержать ее, либо снести.

6. Если игрок остановился на сумме выше 21, то платит банкомету вдвойне против своей первоначальной ставки, даже если банкомет перебрал. (Все сносы кладутся лицом вниз под низ колоды. Их не может потребовать очередной игрок.)

расчет Если банкомет перебирает, то платит всем игрокам, к-рые не перебрали. Если он не перебрал, то забирает ставки всех игроков с более низким итогом и платит всем игрокам с более высоким итогом, к-рые не перебрали. В случае, когда понтер и банкомет имеют равное число, правила расходятся: иногда ставка игрока возвращается, но чаще (обыкновеннее для Понтона) ее забирает банкомет. Все выигравшие ставки оплачиваются банкометом эквивалентными суммами, за исключением игрока с блекджеком: сорвавший банк блекджеком, оплачивается в размере 2 : 1.

продолжение игры Когда произведен расчет по каждой ставке, карты понтера отдаются банкомету и кладутся лицом вверх под низ колоды. Розыгрыш дальнейших сдач затем продолжается из этой же колоды, к-рая не тасуется, до тех пор пока наверху не появятся открытые карты. Все открытые карты затем тасуются банкометом, снимаются другим игроком, и джокер или подрезная карта используются как индикатор, как и прежде.

премиальные платежи Существуют специальные расклады, к-рые оплачиваются по особым тарифам. Дополнительные руки, требующие немедленного платежа от банкомета, включают:

а) руку с пятью или более картами, составляющими 21 или менее: за пятикарточный трик (пятикарточную руку) игрок получает удвоенный размер своей ставки; за шестикарточный трик игрок получает четырехкратный размер своей ставки; за семикарточный трик — восьмикратную ставку, и т. д. Выигрыш остается в силе, даже если банкомет достигает суммы более близкой к 21;

б) три семерки: за 21, набранное на трех семерках, игрок получает утроенный размер своей ставки;

в) 6–7–8: за 21, набранное в комбинации восьмерка —семерка — шестерка, игрок получает удвоенный размер своей ставки.

У банкомета эти специальные руки недействительны: они считаются только в соответствии с их очковым счетом: пятикарточный трик банкомета перебивается понтерской рукой с более высоким очковым счетом, а выигрыш понтера на блекджеке остается в силе против трех семерок или 6–7–8 банкомета.

БЛЕКДЖЕК С ПОСТОЯННЫМ БАНКОМ (англ. экв. blackjack with а permanent bank)

принадлежности Обычный блекджековый стол с шестью или семью ставочными местами (боксами) на игровом поле; решетка, содержащая ставочные фишки; картодержатель (или сабо); сносоприемник; одна, две, четыре или шесть 52-карточных колод одинакового крапа и цвета, перетасованных вместе (В современной практике российских казино употребляется сизен — шестиколодный комплект карт); две чистых или рекламных карты, к-рые используются как индикаторные карты,— одна для снятия колоды и одна для отметки окончания тасованных карт.

участники Постоянный банкомет (сдатчик) (Часто банкомета в Блекджеке ошибочно именуют крупье. Син. “дилер” (англ. dealer сдатчик) является профессиональным арготизмом современных отечественных казиношников) от заведения и от одного до шести или семи активных игроков — понтеров. Существует также наблюдатель/надзиратель от казино, к-рый контролирует игру, и решение к-рого окончательное.

тасовка и снятие Тасует только банкомет. Он может перетасовать в любое время. После того как он перетасовал, предлагает снять колоду понтеру. (Правила казино могут требовать для снятия индикаторную карту, при этом банкомет держит колоду, а понтер вставляет чистую или рекламную карту, чтобы показать место, где он хочет снять колоду. Банкомет затем снимает колоду, индикаторная же карта идет под низ.) Во многих казино банкомет затем вставляет вторую индикаторную карту примерно на 40 картах от низа колоды, чтобы воспрепятствовать вводу в игру любых последних тасованных карт. Если используется сабо, банкомет кладет колоду в него крапом вверх. затем он сдает несколько карт (обычно три) с верха колоды и откладывает их в сторону, вне игры.

ставочные лимиты Казино устанавливает лимиты минимальной и максимальной ставок. Обычно максимальная ставка отличается от минимальной в 5–10, но иногда и в 25 раз. (Казино часто разрешает увеличить максимум по просьбе игрока.)

ставки и сдача Перед раздачей карт каждый понтер размещает свою ставку в бокс на игровом поле строго перед собой. Если имеются в наличии свободные ставочные боксы, то в большинстве казино игрокам разрешается ставить и играть на более чем одну руку. И наоборот, иногда разрешается размещать ставки в одном боксе более чем одному игроку, но с условием непревышения установленного лимита общим размером ставок в боксе. В любом случае активным игроком, т. е. распоряжающимся картами, является один игрок для данного бокса, независимо от размера ставок.

Банкомет сдает по одной карте каждому игроку по кругу, включая себя, начиная с ближайшего понтера слева. После этого он таким же образом сдает по второй карте каждому игроку, в том числе и себе. Сдаются ли карты в открытую или взакрытую, зависит от конкретного казино (варианты описаны ниже).

Если открытая карта банкомета является 10-очковой или тузом, то он смотрит свою закрытую карту, нет ли у него блекджека, точно так же, как в игре “с переходящим банком”. Если у него блекджек, то он тотчас же забирает ставки всех игроков, у к-рых не было блекджека; игрокам с блекджеком ставки всегда возвращаются. (В нек-рых казино во избежание шулерства посредством сотрудничества понтера с нечестным банкометом последнему не разрешается смотреть, а иногда даже и сдавать, свою закрытую карту до тех пор, пока не составятся руки всех игроков.)

Если открытая карта банкомета не является 10-очковой или тузом; или если он считает, что у него нет блекджека; или если ему не разрешается смотреть свою закрытую карту, тогда понтер слева от банкомета начинает игру.

варианты раздачи а) банкомет и все понтеры первую карту получают взакрытую, вторую в открытую;

б) первая карта банкомета открытая, вторая закрытая, первая и вторая карты понтеров закрытые;

в) первая карта банкомета открытая, вторая закрытая, первая и вторая карты понтеров открытые;

г) первая карта банкомета закрытая, вторая открытая, первая и вторая карты понтеров открытые;

д) первая карта банкомета открытая, вторая закрытая, первая карта понтеров закрытая, вторая открытая.

страховочная ставка Если открытой картой банкомета является туз, то во многих казино игрокам разрешается внести страховочную ставку, или страховку, против выпадения у банкомета блекджека. До того как банкомет посмотрит свою закрытую карту, игрок, желающий застраховаться, ставит количество, равное половине своей настоящей ставки. Если у банкомета блекджек, то игрок получает из расчета 2 : 1 по своей страховочной ставке; в противном случае страховочная ставка проигрывает.

разыгрывание Если игрок играет более чем одной рукой, то должен сначала отыграть самую дальнюю руку справа от себя, прежде чем посмотрит в свою следующую руку или руки. Разыгрывание, как в частной игре, с разделением и дабл-дауном.

игра банкомета В игре “с постоянным банком” банкомет не принимает решения:

а) если его счет есть или достиг 17 или более, он должен стоять;

б) если его счет 16 или менее, то должен прикупать;

в) когда он имеет туза, обязан принять его счет за 11 и не прикупать, если это дает ему 17 или более без перебора.

(Т. к. банкомет не имеет выбора в игре, то не имеет значения, что он видит руки понтеров. По этой причине в нек-рых казино руки понтеров сдаются в открытую.)

расчет Как в игре “с переходящим банком”, за исключением того, что:

а) когда понтер и банкомет имеют одинаковую сумму, ставка понтера всегда возвращается;

б) блекджеки оплачиваются из расчета 3 : 2, а не 2 : 1.

нарушения Рассматриваются таким же образом, как в игре “с переходящим банком”.

варианты

Существует ряд игр, основное отличие к-рых от Блекджека состоит в стоимости карт и/или очковом счете, к-рого игроки стремятся достичь. К ним относятся Баккара, Баккара-Банк, Ванджон, Двадцать одно, Вент-эн, Десять с половиной (= Сатонпонг), Железка (= Железная дорога = Шемми), Кенз (= Канз = Кинсе = Пятнадцать = Эйслоу), Макао (= Три натурала) (с вар. Клубное М.), Очко, Пунто-банко, Семь с половиной, Ферма (= Фермер = Откуп), Шмендефер и др.

Товары к этому блоку