Бостон-де-нант
бостóн-де-нáнта (фр. boston de Nantes, от назв. г. Нант). Первоначальная форма Бостона, игравшаяся во Франции. Название было введено после появления других, более поздних версий игры, разыгрываемых по-разному и произвольно переплетающихся между собой в разных местностях.
Бостон-де Нант был опубликован на русском языке в 1884 г. (под названием Бостон), причем в искаженном и сокращенном виде (Тенаж Жан. Игрок на все руки.— М., 1884. (Далее, в 1901 г., данную публикацию перепечатал некий Э. Пюжоль, смешавший описания указанного Бостона с Фонтенблосским. В 1991 г. труд последнего бездумно переиздали (без указания автора) 200-тысячным тиражом. Публикация книги Жан-Тенажа является сокращенным и искаженным переводчиком-профаном переизданием (с добавлением русских игр) фр. книги: Van-Tenac М. Album des jeux.— Paris, 1847. Недобросовестный переводчик почему-то посчитал, что описываемый Бостон является американской формой (о чем в оригинале нет ни слова!), и т. о. указал, что ¨В в качестве бостона присутствует в американской игре, что является инсинуацией с его стороны, размноженной впоследствии разными современными “специалистами-исследователями”)). Ниже приводятся характерные отличия от Бостона, приведенного в качестве основополагающего.
бостон Старшим козырем является ¨В, называемый бостоном; однако если беллой (см. ниже) оказываются червы, то бостоном становится червонный валет, а ¨В в этом случае занимает свое обычное место. Разыгрывающий, имеющий у себя бостона, взимает с каждого противника по две фишки. Если игрок сыграл какой-л. мизер, то не платит и не получает за бостона; если же он сел, то платит противникам за бостона, в случае если не имел его.
сдача Сдача и весь розыгрыш традиционно идут против часовой стрелки.
пулька Каждый игрок ставит в пульку по 10 фишек. При распасовке карты бросаются, а пулька удваивается. Пулька забирается игроком, выигравшим контракт. Если разыгрывающий сел, то пульку забирают противники.
партия Она состоит из 10 туров (40 сдач), в последних двух все платежи идут в двойном размере.
определение беллы и птита Последняя карта при сдаче, достающаяся сдатчику, переворачивается, и масть ее становится старшей до конца партии, получая название белла. Масть, вскрываемая в каждой последующей сдаче, становится второй, называемой птитом, на одну только сдачу, за исключением, если белла вскрыта снова,— в этом случае птита нет). Объявление в белле перебивает объявление в птите (если таковые имеют место).
заявки Старшинство заявок следующее: бостон (5 взяток), индепанданс, или соло (8 взяток), 9 взяток (в любой масти) и мизер (невзятие ни одной взятки). Бостон и индепанданс можно играть только в белле и птитах, другой козырь выбрать нельзя. Вистовать можно только в бостоне. Контракт на 9 взяток играется в одиночку, его можно объявить в любой масти, при этом, если желающих играть такую игру более одного, то побеждает тот, кто объявит контракт в более старшей масти (две масти являются простыми, вторая — птит, старшая — белла).
лабеты Севший один или с партнером ставит в пульку лабет, равный содержимому в ней. Ставящиеся лабеты забираются противниками в эту же сдачу.
платеж Мизер играется без козырей и оплачивается по предварительной договоренности. Онеры не считаются. В нижеследующей таблице показан платеж в фишках за сыгранный/несыгранный бостон (5 взяток). Каждый овер/андер приносит дополнительное количество фишек в размере стоимости игры. При подсаде разыгрывающий (или вистующий, если не взял своих трех взяток) ставит лабет в размере пульки, уплачивает каждому противнику за игру, а также платит консоляцию в размере двух фишек.
Игра |
Птит |
Белла |
Бостон (5 + 3) |
2 |
4 |
Шлем вдвоем (13) |
24 |
48 |
Шлем в одиночку (8) |
36 |
72 |
Следующая таблица показывает размер платежа при розыгрыше индепанданса (соло).
Масть |
Взятки |
|||||
|
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
XIII |
птит |
16 |
20 |
24 |
28 |
32 |
72 |
белла |
32 |
40 |
48 |
56 |
64 |
144 |
Что касается платежа в контракте на 9 взяток, то, к сожалению, старые французские руководства, грешащие неполнотой и сбивчивостью описания, об этом умалчивают.
шлем Партнеры, взявшие при розыгрыше бостона все взятки, выигрывают шлем, что несет увеличение стоимости игры вдвое. Играющему бостон в одиночку достаточно для выигрыша шлема взять восемь взяток.
ревок В случае имевшего место фальшренонса выигрывает противная сторона.
более поздняя версия бостон-де-нанта
По существу это гибрид между Бостон-де-нантом и Бостон-де-фонтенбло. Главным новшеством здесь является то, что заявки в белле и птите имеют значение только в определении козырей, старшинство масти при этом никак не связано с ее стоимостью, к-рая всегда постоянна: фактически белла может цениться дешевле, чем птит (что является делом случая). Здесь считаются онеры (ТКДВ).
Как и прежде, бостон (или, точнее, “простая заявка”) играется только в птитах и белле; то же касается птит-индепанданса (6 взяток) и гранд-индепанданса (8). Контракт на 9 взяток, как и ранее, играется в любой козырной масти. Мизеры здесь уже нескольких видов и играются с козырями, что очень напоминает Бостон-де-фонтенбло. Мизер-сюртабль соответствует гранд-мизер-уверту (или гранд-мизер-сюртаблю) в Бостон-де-фонтенбло. Платеж контракта на 9 взяток может оплачиваться, очевидно, в пропорционально увеличенном размере (французские источники об этом умалчивают).
вариант
Позже французы практиковали и другие виды Бостона. См. Бостон-де-фонтенбло и Французский Бостон.

Продаются игральные карты «Bharata» издание 2. Репринт колоды опубликованной Sunish Chabba в 2018 г. ограниченным тиражом. Игральные карты Bharata - издание 2 - от Sunish Chabba & Ishan Trivedi вызывают в памяти королей, королев и воинов из историй Махабхараты, эпической поэмы на санскрите из Индии. Фигурные карты представлены в чувственном и утонченном стиле картин Кишангарха.
Для тех, кто не знаком с живописью Кишангарха, она возникла как особый стиль в середине 18 века под покровительством махараджи Саванта Сингха. Нихал Чанд, одаренный художник при дворе Махараджи, создал несколько весьма индивидуалистичных Радх и сложных работ. Основными характеристиками картин Кишенгарха были удлинение человеческих лиц, обильное использование зелени и изображение панорамных пейзажей. Изображение Радхи и Кришны с вытянутыми лицами - частый сюжет картин Кишангарха.
Удлиненная шея, длинные стилизованные глаза с опущенными веками, тонкие губы и заостренный подбородок Радхи, стоящей в грациозной позе с головой, покрытой муслиновой одхни, несомненно, являются самым ярким творением школы Кишангарх. Новые, не игранные.