БРАГ

Браг

и доп. брэг (англ. brag хвастовство, от ср.-англ. brag (сущ.), braggen (глаг.), из сканд.; ср. исл. bragga sig ободрять себя, наряжаться). Старинная английская игра, похожая на Покер. Впервые опубликованный Гойлем в 1751 г. (A Short Treatise on the Game of Brag.— London: T. Osborne, 1751, 22 p.), Браг имеет долгую историю и даже сегодня развивается за рубежом быстрее, чем за ним поспевает большинство книг. В числе его предшественников были Примеро, на что обращено внимание у Шекспира, и игра, называемая Пост-энд-пер, тогда как Покер можно рассматривать как одного из его потомков. Существует много форм и вариантов Брага, но по существу эта игра — форма трехкарточного Покера без прикупа. Форму, описанную ниже, можно охарактеризовать как современный Браг, в к-рый ныне играют в Лондоне и вблизи его.

Ö БАРС, НБАРС: brag “старинная карточная игра типа покера”.

Ì БРАГ. Описание игры.

игроки 3–12, самое лучшее — 5–6.

карты Используется стандартная 52-карточная колода. Отдельные карты и старшинство браговых рук показаны в приведенной ниже таблице. (Первоначально считались только пары и тройки (см. Классический Браг), но сегодня, под влиянием Покера, количество учитываемых комбинаций увеличилось.)

цель каждой сдачи — выиграть пульку  посредством наличия самой высокой по старшинству руки при раскрытии или посредством выбывания остальных игроков из торговли.

подготовительные условия Игра ведется при помощи фишек или на наличные деньги. Оговариваются ставочные лимиты. Очередь сдавать переходит влево после каждой сдачи, и партия может быть любой продолжительности до тех пор, пока каждый не сдаст равное число раз. (Сегодня Браг обычно разыгрывается без джокероидов, но иногда ими являются двойки. Однако традиционными браговыми джокероидами (брагерами) являются следующие карты в порядке старшинства: ¨Т, §В, ¨9. См. Классический Браг.)

таблица: руки трехкарточного брага

Название

Значение

Число возможных рук

Вероятность раздачи

Прайал

три одного достоинства (напр., 7–7–7)

52

0×2 %

Ран-флеш

(он-э-байк)

три по масти и подряд (напр., ª6–7–8)

48

0×2 %

Ран

любые три подряд (напр., 6–7–8)

720

3×2 %

Флеш

любые три одной масти (напр., ªªª)

1096

5×0 %

Пара

только две одного достоинства (напр., 7–7–Х)

3744

17×0 %

Старшая карта

без комбинации, выигрывает старшая карта

16 440

74×4 %

Общее число различных трехкарточных рук

22 100

Старшинство карт сверху вниз: ТКДВ1098765432, но туз может считаться младшим в секвенции Т–2–3. Среди идентичных комбинаций выигрывает та, у к-рой верхняя карта старше, или вторая по старшинству, если старшие одинаковые. Более старшая пара перебивает более младшую, а спор равных пар разрешается по свободной карте. Обратите внимание, что прайал перебивает ран-флеш, даже несмотря на то, что получить его чуть-чуть легче. В нек-рых кругах прайал (= пара-рояль) троек перебивает любой другой, а секвенция Т–2–3 перебивает Д–К–Т. Приведенная вероятность подразумевает получение готовой руки при раздаче трех карт из тщательно перетасованной колоды, хотя игра обычно не разыгрывается таким способом.

сдача Сдатчик вносит в пот ранее оговоренное количество и сдает по три карты каждому взакрытую, по одной зараз (иногда правилами устанавливается, что перед каждой сдачей каждый игрок должен внести по одной единице в пульку). Остальные он затем откладывает в открытую стопку слева от себя. Розданные карты остаются закрытыми на время.

разыгрывание Первая рука может ставить как смотря, так и не смотря в свои карты. Если он смотрит в них, то может либо ставить, кладя свою ставку на стол перед собой (или в центральную пульку), либо выбыть из игры. Если он зарывает, то складывает свои карты на колоду в открытую и не принимает дальнейшего участия в сдаче. Если он ставит втемную (не смотря), то должен не прикасаться к своим картам.

Следующий по очереди может ставить втемную или смотреть свои карты и либо ставить, либо сбрасывать, как описано выше. Если он ставит, то его количество должно быть по меньшей мере равным размеру первого игрока. Но если первый ставит втемную, а второй в открытую, то второй должен ставить по меньшей мере вдвое против того, что поставил первый; или, если первый ставит в открытую, а второй втемную, последний не может ставить более половины от того, что поставлено первым. В процессе игры всякий, кто посмотрел свои карты, должен ставить как минимум удвоенное количество по отношению к ставке предыдущего торговца втемную.

После этого каждый игрок имеет одинаковые возможности выбора. Игрок, к-рый ставит втемную, должен повысить свою ставку по крайней мере до размера ставки предыдущего играющего втемную, а игрок, к-рый ставит в открытую, должен повысить ставку по крайней мере до размера предыдущего торговца в открытую. В последующих кругах темнящий игрок может при своем ходе либо продолжать темнить, либо посмотреть свои карты и тогда либо зарывать, либо ставить в открытую. В последнем случае он должен повысить свою ставку до той, что у предыдущего играющего в открытую. В любой момент игрок, к-рый зарывает, складывая свои карты в колоду, выбывает из игры, его ставки остаются для окончательного победителя.

Игрок, к-рый ставит минимальное количество, требующееся, чтобы оставаться в игре, просто отвечает и должен объявить этот факт (“Отвечаю за х рублей”). Игрок, к-рый повышает свою ставку, объявляет: “Отвечаю за х, повышаю на у рублей”.

раскрытие Игра продолжается до тех пор, пока все, кроме двух, не зароют. Если оба играют в открытую, любой может объявить об открытии рук, уравнивая предыдущую ставку противника. Объявивший может признать поражение, не показывая своей руки, в коем случае другой выигрывает все ставки на столе; в противном случае, если его рука лучше, он должен показать ее, чтобы выиграть. Существует правило, что “вы не можете видеть слепого человека”. Если оба торгуются втемную, то должны продолжать повышать до тех пор, пока один не посмотрит свои карты; если последний после этого зарывает, первый выигрывает всё, не показывая своей руки. Если один ставит в открытую, а другой втемную, то первый должен продолжать удваивать ставку темнящего. (В нек-рых кругах один может объявить о раскрытии, если оба темнят, т. е. “только слепой может увидеть слепого”.)

Если ставки выигрываются темнящим, ему разрешается сохранить ту же самую руку для следующей сдачи при условии, что он не смотрит ее до своего первого ставочного хода. (В этом случае принято учитывать его в следующей сдаче, его новая рука автоматически открывается и складывается в колоду, “чтобы сохранять последовательность карт”.)

Следующий сдатчик не тасует карты, если только не встретился в предыдущей сдаче прайал.

закрытие китти Если у игрока кончаются деньги или фишки в течение ставочного интервала, он кладет свои карты крапом вверх на пульку. Последующие ставки других игроков тогда делаются в побочную пульку. (Если ставки располагаются перед игроками, то затем вклады делаются в пульку.) Раскрытие затем производится тремя игроками: между последними двумя активными игроками за побочную пульку и между этими двумя и игроком, закрывшим китти,— за главную пульку.

вариант Иногда торговля ведется только в открытую. В этом случае существует несколько правил торговли: круговая, “ставь и повышай” и покерная.

Круговая торговля. Каждый игрок при своем ходе должен ставить одну единицу или зарывать. Когда остаются только двое, любой игрок может в свою очередь заплатить двойное количество, чтобы “посмотреть”. Оба игрока в этом случае открывают свои карты без дальнейшей торговли.

Ставь и повышай. В этой системе заранее согласовываются ставочные лимиты, влияющие только на открывающую ставку и повышения. В ставочном интервале торговля такая же, как в круговой системе, но в любой ход игрок может решить поставить более одной единицы. Все активные игроки должны затем ставить точно то же самое количество каждый раз, когда их очередь делает круг,— или должны зарыть, или повысить снова. Повышения, следовательно, не соответствуют повышениям в Покере. Вместо игроков, к-рые просто “отвечают”, они устанавливают новый минимальный вклад в пульку за проход. Каждый игрок должен ставить по меньшей мере это полное количество в последующих проходах, независимо от его предыдущих внесений в пульку, или зарывать. Каждый раз ставка увеличивается, лимитировано только повышение. Суммарная ставка игрока за проход может поэтому превысить “лимиты”. Как и в круговой системе, это продолжается до тех пор, пока из двух оставшихся игроков один не заплатит удвоенное количество, чтобы посмотреть.

Покерная торговля. В этой иногда применяемой системе ставочный интервал прекращается, когда ставки уравнены. Однако, если не изменено, покерные правила допускают наличие более чем двух активных игроков при раскрытии. Можно принять либо эти, либо следующие правила:

а) при трех или более активных игроках игрок не может ответить, если он уравнивает ставки всех игроков (он должен повышать или зарывать);

б) если игрок зарывает и тем самым уравнивает ставки трех или более активных игроков, последний повысивший игрок должен повысить снова.

варианты брага Американский Браг, Бастард (= Браг-бастард), Девятикарточный Браг, Классический Браг, Краш, Семикарточный Браг, Останови автобус и Трехставочный Браг.

родственники брага

Родовые игры, основанные на тех же самых ставочных принципах и сходных комбинациях, см. в § “Родственники Покера” в ст. “Покер”.

Товары к этому блоку