БРИДЖ

Бридж

Ì БРИДЖ. Описание игры.

Бридж — это усовершенствованная форма Виста, в к-рой интерес и требующееся мастерство возросли вследствие введения следующих особенностей. Во-первых, вместо вскрытия случайной карты для определения козырей, игроки торгуются (делают объявления), чтобы получить право выбрать козырем ту масть, к-рая у них лучшая. Далее их цель — выиграть не просто большинство взяток, а по меньшей мере то число, к-рое они обязались взять в обмен на привилегию назначения козырей. При розыгрыше взяток один участник, называемый болваном, стороны, поставившей контракт, выкладывает свои карты на стол в открытую, предоставляя партнеру возможность распоряжаться одному двумя руками. Счетная система усовершенствована в том, что на выигрыш партии оказывают действие только очки за заказанные и выигранные взятки. Все взятки, набранные сверх объявленных, вместе с различными премиями, держатся отдельным счетом и не прибавляются, пока партия не выиграна. То, что придает игре действительно отличительную черту,— это метод достижения контракта — аукцион, называемый торговлей. Ибо хотя два партнера торгуются по тому, что видят в своих картах, они также передают друг другу информацию о своих руках путем заявок и в то же время слушая переговоры оппонентов. Сложность Бриджа заключается не столько во взяточном розыгрыше, сколько в использовании систем торговли для передачи информации.

игроки 4. Игроки, сидящие напротив друг друга,— партнеры.

карты Стандартная 52-карточная колода. Обычно используют две колоды попеременно: одна раздается, другая ждет своей очереди.

подготовительные условия Счет ведут на листе бумаги, разграфленном на две колонки,— по одной для каждой пары, и обычно записывают обе стороны, для контроля точности, в колонках, озаглавленных “мы” и “они”. Лист разделяет на верхнюю и нижнюю половины горизонтальная линия, пересекающая обе колонки. Очки, к-рые считаются в зачет гейма, записываются под чертой, а премии — над ней. (Выпускаемые за рубежом бриджевые комплекты содержат помимо карт разграфленные блокноты для записи игры.) После определения партнеров, мест и сдатчика вся игра и очередь сдавать движется влево, т. е. по часовой стрелке.

партия Роббер, т. е партия, выигрывается стороной, к-рая первой выигрывает два гейма. Гейм составляют 100 очков под чертой. Для каждого гейма требуется одна сдача или более. О стороне, к-рая выигрывает один гейм, говорят, что она в зоне, что является основанием для увеличения выигрышных очков и штрафов для этой пары.

сдача Сдается по тринадцати карт каждому, по одной зараз.

старшинство Порядок старшинства карт обычный, от старшей к младшей: ТКДВ1098765432. Пики и червы — старшие масти (мажоры), бубны и трефы — младшие (миноры).

цель Игра состоит из двух фаз — торговли и взяточного розыгрыша. В первой части игры, торговле, цель каждой стороны — узнать как можно больше о расположении карт и достигнуть контракта в лучшей обоюдной масти или без козыря. Во второй части, розыгрыше, сторона, назначившая контракт, обязана взять по меньшей мере столько взяток, сколько объявила, в то время как противники стремятся помешать этому.

По высоте контракты делятся на три группы — частичные, геймовые и шлемовые. Шлемовые контракты (шлемы)  — это контракты на уровне 6 (12 взяток, малый шлем) и 7 (13 взяток, большой шлем). Геймовыми контрактами являются те, стоимость к-рых равна 100 или более очков (напр., 3БК, 4©, 4ª, 5§, 5¨, 2©*, т. е. под контрой, 1БК**, т. е. под реконтрой, и т. д. ). За выполнение шлемовых и геймовых контрактов присуждаются значительные премии. Контракты стоимостью ниже 100 называются частичными и приносят незначительную премию.  В любом контракте очки, причисляющиеся к гейму — под черту,— только те, что сделаны за взятки, заявленные и выигранные. Всякие лишние взятки — оверы,— взятые активной стороной, считаются отдельно, как премии, записываясь над чертой, как и счет противников, или вистующих, при подсаде контракта.

торговля Начиная со сдатчика, каждый по очереди может пасовать, объявлять масть или БК, контрить или реконтрить. Если сразу же все спасовали, то сдача заканчивается: карты собираются, и сдача переходит влево. Игрок пасует, говоря “пас”, что означает “ничего не объявляю”, однако это не препятствует ему торговаться на следующем круге, т. е. в следующую очередь.

Шесть первых взяток составляют бук. Каждая последующая взятка называется объявленной или решающей. Объявление, или заявка, состоит из числа решающих взяток сверх шести в предложенной козырной масти (или игры без козыря (БК)); это означает, что объявляющий надеется взять вместе со своим партнером то количество взяток, к-рое заявил, имея в качестве козырной названную масть, или же играя без козырей. (Пример: “одна трефа” — заявка на семь взяток при козырях трефы (6 + 1); “семь без козыря” — предложение взять все 13 взяток без козырной масти.) Каждая заявка должна быть выше, чем всякая предыдущая, т. е. она должна быть либо на большее число взяток, либо на то же самое число, как и предшествующее объявление, но в более высокой деноминации (масти или БК), старшинство к-рых следующее, от младшей к старшей: трефы, бубны, червы, пики, бескозыря. Самая низкая заявка — это “одна трефа”, к-рая может быть перебита любой другой. Объявление “один без козыря”, или “один БК”, может быть переторговано лишь более высоким числом  взяток. Наивысшее возможное объявление — “семь без козыря”. Мастевые или бескозырные заявки называют для удобства описания значащими (ЗЗ), в отличие от паса, контры и реконтры.

Вместо ЗЗ или пасования игрок может заявить контру, если предыдущая ЗЗ была сделана оппонентом, или реконтру, если предыдущая заявка была контрой противников. Цель контрирования или реконтрирования — удвоить или учетверить (соответственно) какой бы то ни было счет, к-рый может быть сделан, если заявка, имеющая к этому отношение, будет установлена и разыграна как контракт. Но если за контрой/реконтрой последует другая ЗЗ, то первая автоматически аннулируется. Когда подряд спасовали трое игроков, последняя названная ЗЗ становится контрактом, под контрой/реконтрой ли или нет.

разыгрывание (розыгрыш) Член активной стороны (установившей контракт), к-рый первым назвал деноминацию окончательного контракта, становится разыгрывающим и распоряжается двумя руками — своей и партнера. Первый выход всегда делается игроком, сидящим слева от разыгрывающего. Когда первая карта положена, партнер разыгрывающего выкладывает свои карты на стол в открытую колонками, подобранными по мастям (чередуясь по цвету, козыри справа); карты, располагающиеся внахлест, следуют в порядке старшинства. Эта рука называется болваном (или столом). Второй картой во взятке играет разыгрывающий от болвана, третьей — партнер заходчика и четвертой — разыгрывающий со своей собственной руки.

Применяются обыкновенные правила взятия взяток: ходить в масть карты выхода, если есть возможность; если нет — бить козырем или сносить что угодно. Взятка берется старшей картой в масти выхода или старшим козырем, если таковые имели место; взявший взятку выходит на следующую. Партнер разыгрывающего — болван — не имеет права советовать или вмешиваться каким-л. образом в игру, исключением является привлечение внимания ко всякому нарушению правил (например, к фальшренонсу (ревоку) или к ходу не в очередь). Взятки, взятые одной парой, держатся в одном месте крапом вверх, внахлест — чтобы их число было понятно всем. Если разыгрывающий берет взятку картой болвана, то и выходит на следующую со стола; если своей рукой — то от себя.

счет (Подробно см. в нижеследующей таблице.) Если разыгрывающий выполняет контракт, то его сторона записывает под черту соответствующее число, к-рое удваивается или учетверяется при имевших место контре или реконтре. Любые оверы — взятки, набранные сверх объявленного числа,— записываются над чертой, вместе с соответствующей премией, если она полагается.

Если разыгрывающий сел, то оппоненты записывают над чертой соответствующее количество очков за каждую взятку — андер,— к-рой не хватило для выполнения контракта  Это число очков зависит оттого, был ли контракт законтрен/зареконтрен, и была ли или нет активная сторона в зоне. Независимо от результата разыгрывания контракта, любой игрок, у к-рого были пять старших козырей (ТКДВ10) в одной руке, или все четыре туза, если контракт был бескозырный, записывает над чертой 150 “за онеры”.  Счет за онеры — это архаическая деталь, к-рая зависит всецело от случая, и поэтому в серьезной игре игнорируется.

 

МЫ

ОНИ

 

            500 ж

            200 ж

150 е

500 е

100 а

  20 а

 

 

 

60 д

150 в

30 в

100 б

80 а

130 в

120 е

20 г

60 д

            140 ж

 

1810

550

——

1260

550

 4§, сделали 5§, записав 80 под чертой за объявление на четвертом уровне и 20 над чертой — за овер. У одного из нас были козырные ТКВ10, что дало над чертой 100 очков за онеры; б) мы заявили 3©, играли под контрой и выполнили только две. Они считают над чертой 100 за первый (и единственный) андер; в) они объявили 4БК, а сделали пять, набирая 40 за первую решающую взятку и по 30 за последующие три, плюс 30 за один овер (над чертой). У одного из них имелись четыре туза, за что записалось 150 (за онеры). Мы имели частичную запись из 80, к-рая у нас сохраняется, но они выиграли первый гейм. Проводится линия, отмечающая гейм; они становятся теперь в зоне; г) они объявили и выполнили 1§, записывая 20 под чертой; д) они заявили 2ª, а сделали четыре, за 2 × 30 — под чертой и 2 × 30 (оверы) — над, увеличивая свою частичную запись до 80; е) мы заказали и выполнили малый шлем — 6¨, за 120 под чертой, дающий нам второй гейм, в результате чего мы оказываемся также в зоне. Мы к тому же получаем премию в 500 над чертой за шлемик, плюс 150 за онеры, т. к. один из нас имел пять старших козырей; ж) мы заявили 2БК, под контрой, а сделали три. Это дает нам 2 × (40 + 30) под чертой, плюс 200 над чертой за овер под контрой в зоне. Наши 140 под чертой дают нам гейм, и мы, следовательно, выигрываем роббер с премией в 500 за два выигранных гейма из трех. Затем подсчитываем результаты.

таблица. подсчет очков в бридже

 

Выполненные контракты

активная сторона записывает под черту за каждую взятку, заявленную и взятую

с минорным козырем, §¨: 20

с мажорным козырем, ©ª: 30

в БК: за первую взятку: 40

за каждую

последующую: 30

 

× 2, åсли

под контрой

× 4, åсли

под реконтрой

 

активная сторона записывает над чертой, если это имеет место

за овер

 

за овер под контрой

то же, но в зоне

премия, если контракт

под (ре)контрой

за выполнение малого

шлема

за выполнение большого шлема

стоимость взятки

 

100

200

 

50

500 вне зоны

750 в зоне

1000 вне зоны

1500 в зоне

Невыполненные контракты (вистующие записывают над чертой за каждый андер

 

Вне зоны

В зоне

Андер

без контры

с контрой

с реконтрой

без контры

с контрой

с реконтрой

1-й

50

100

200

100

200

400

2-й

50

200

400

100

300

600

3-й

50

200

400

100

300

600

4-й…

50

300

600

100

400

800

Счета, не зависящие от частного контракта

за пять онеров в одной руке (козырные ТКДВ10)     150

за четыре онера в одной руке (любые четыре):          100

за четыре туза в одной руке в бескозырной игре:      150

за выигрыш роббера в двух геймах:                           700

за выигрыш роббера в трех геймах:                            500

незаконченный роббер: за один выигран. гейм:          300

незаконченный роббер: за частичку в незакон-

     ченном гейме                                                         100 1

1 До 1993 г. (года выхода новой редакции Кодекса Робберного Бриджа, утвержденной ВБФ, ЕБЛ, Американской лигой бридж-контракта и Портландским клубом) — 50

Когда счет стороны достигнет  или превысит 100 очков, к-рые можно набрать как в одну, так и в несколько сдач, эта сторона выигрывает гейм и попадает в т. н. зону. Поперек листа проводится ниже новая черта, и следующий гейм начинается с нуля, все записанные ранее очки остаются нетронутыми до окончания роббера. Когда одна пара выигрывает свой второй гейм, она к тому же выигрывает роббер и добавляет над чертой премию в 500, или 700, если другой стороне не удалось в этом роббере выиграть гейм. После того как роббер сыгран, счета каждой стороны над и под чертой суммируются. Разница очков и есть выигрыш.

системы торговли Торговля в Бридже — предмет многочисленных систем и конвенций. Система — это весь процесс торговли в соответствии с обусловленными правилами; с помощью нее пара может установить наилучший контракт на своих совместных картах. Конвенция — это отдельная заявка, используемая для передачи особого сообщения. Так, например, открытие “одна трефа” может показывать сильную руку в целом, при этом вовсе не обещая силу в трефах. Данная конвенция может использоваться не в одной системе торговли, и данная система может применять альтернативные конвенции для одной и той же цели.

В Англии большинство турнирных игроков используют систему “эйкол” (В российской бриджевой литературе неправильно называемую “акол”), в то время как домашние и общественные игроки применяют систему “две трефы”. Обе похожи и имеют тенденцию развиваться параллельно. Их можно рассматривать соответственно как подробную и упрощенную формы одной и той же системы. Американские бриджисты применяют систему “горен”, называемую также “стандартной американской”. Существуют другие американские и английские системы, признанные в международном масштабе, кроме того есть несколько итальянских систем и одна, “точная трефа”, китайского (тайваньского) происхождения. В Польше и России популярен “общий язык”…

На крупных спортивных соревнованиях пары должны регистрировать системы и конвенции, к-рые они собираются использовать, незарегистрированные в протоколе не разрешаются к применению; цель данного правила — дать возможность обеим сторонам интерпретировать закодированные сообщения, передаваемые их оппонентами. Даже в менее величественных кругах незнакомцы, объединяясь в пару, должны установить общую систему торговли и конвенций, по к-рым будут торговаться.

Практически все системы базируются на выяснении баланса — силы рук на линии. Баланс подводится с помощью очков Милтона Уэрка (в нотации они обычно обозначаются “РС” — от англ. point count). Нет и не может быть абсолютно точных систем торговли, каждая заявка описывает руку лишь только с какой-то степенью точности.

В процессе торговли каждый игрок в свою очередь слова имеет право спросить у каждого из оппонентов значения всех заявок его партнера, а также о том, что известно по совокупности заявок. Поэтому следует помнить, что просто обмен информацией не является целью торговли. Необходимо обмениваться только информацией, необходимой для принятия решения о контракте. Сообщение лишних сведений полезно только противникам.

оценка руки Взятки выигрываются старшими картами, фортами и козырями. Важные старшие карты, или онеры, следующие: туз, король, дама и валет; более мелкие достоинства обыкновенно обозначаются в нотации знаком “х”, за исключением, когда их достоинство имеет какое-л. особое значение.

Старшие карты — первый объект поиска и наиболее простой для оценки, поскольку существует простой способ для определения онерной силы руки, называемый счетом Милтона Уэрка. Согласно этого метода вы считаете 4 очка за каждого имеющегося туза, 3 за короля, 2 за даму, 1 за валета. Общее количество очков в колоде — 40, поэтому в среднем рука насчитывает 10, а в целом у пары — 20. Опыт показывает, что для взятия одной взятки требуется примерно 3 РС. Т. о., если сложить силу рук обоих партнеров и разделить на 3, получим ориентировочное число взяток, к-рое можно набрать. В соответствии с этим пара, содержащая 37 РС, может рассчитывать выиграть большой шлем в БК, с 33 — большой шлем в масти или малый шлем в БК, с 31 — малый шлем в масти, с 28 — гейм в масти на пятом уровне, с 24 — гейм в масти на четвертом уровне, с 25 — бескозырный гейм (3БК), с 22–24 — контракт в масти на третьем уровне, и с 19–23 — контракт на 1–2 уровнях. Для открытия необходимо иметь, как правило, по крайней мере 11 очков, для ответа — поддержки партнера — по крайней мере 7.

Пример: ªТДВхх ©КДВ ¨ТК §ТДВ. Эта рука насчитывает 27. Если ваш партнер имеет “средние” 10 очков, то вы можете торговаться до большого шлема в БК, т. к. у него должны содержаться другой туз и короли. Если он имеет по крайней мере 6 (двух королей), то может быть выполнен большой шлем в масти или малый шлем. Немногие руки выглядят подобно этой. Большинство выглядят типа этой: ªКхх ©хх ¨Дххх §ТВхх, стоимостью 10. Рука, не имеющая ни одного онера, называется ярборо, однако приходит редко.

Лонгер — это масть, число карт в к-рой выше среднего. Т. к. в масти 13 карт, то ожидается, что каждый игрок получит 3 1/4 в каждой масти. Масть из четырех или более, следовательно, длинная, а избыточные карты (форты) — хотя и фоски — могут обеспечить выигрыш взяток при ходе ими, когда никто уже не может ходить в эту масть, исчерпав ее. Конечно, форты (лонгерные фоски) в простых мастях могут быть убиты козырем, но форты в козырях в конечном счете непобедимы. Этот аспект руки, равный по важности онерной силе, называется распределением и обозначает число карт, имеющихся у игрока в четырех мастях.

Первостепенную роль в достижении выигрыша является козырная масть. Козырная масть должна давать разыгрывающему не только взятки на форты, но и позволять ему элиминировать (отбирать) козырей у вистующих, чтобы те не смогли ими бить побочные масти разыгрывающего. Эту роль может выполнить только масть, в к-рой у разыгрывающего с партнером в совокупности имеется больше карт, нежели у вистующих. Разница должна быть настолько большой, чтобы разыгрывающий имел возможность удерживать до конца розыгрыша козырное превосходство, коим является наличие на одной из рук у разыгрывающего большего числа козырей, чем потенциально у кого-л. из противников. Если у разыгрывающего на двоих с партнером семь карт в масти, то у оппонентов их шесть. Превосходства в одного козыря в большинстве случаев недостаточно, т. к. после использования разыгрывающим одного козыря для перебитки обе линии будут располагать одинаковым числом козырей. В этом случае возможность элиминации козырей у вистующих становится проблематичной. Если на линии восемь карт, то у противников их пять. Преимущества в три козыря уже достаточно не только для отбора козырей у защитников, но и для получения в этой масти двух-трех взяток на форты. Т. о. наличие на линии восьми или более карт в масти является фитом, или согласованной мастью. Игра в согласованной масти позволяет получить от двух до трех взяток на фоски, а именно: при распределении 4–4 на одной из рук четвертая карта возьмет взятку как форта, а на второй — позволит сделать одну, а то и две убитки; при распределении 5–3 выфортовываются две фоски, три козыря на столе часто дают перебиточную взятку; при распределении 6–2 выфортовываются 3 фоски. Естественно, что если на линии девять и более карт в масти, то это дает еще лучшие возможности. Поэтому при подведении баланса за козырную масть более чем пятикарточную добавляют по 1 РС за каждую форту; кроме того, добавляют по 1 РС и за побочные масти из четырех и более карт.

Рука с мастями, распределенными 4–3–3–3, 4–4–3–2 или 5–3–3–2, является равномерной и подходит для бескозырного контракта, если она к тому же имеет соответствующую онерную силу. Любое другое распределение является неравномерным и наводит на мысль козырного контракта в его самой длинной масти — опять же предполагая соответствующую онерную силу. К онерной силе добавляются раскладные очки, однако они не относятся к предполагаемой бескозырке. Т. к. короткие простые масти представляют перспективу взятия взяток путем перебивания их козырем, то простейший метод состоит в том, чтобы считать 1 очко за дублетон (наличие двух карт в данной масти), 2 за синглетон (одна карта в масти) и 3 за ренонс (отсутствие масти).

Также уместны в оценке руки разные методы подсчета вероятных взяток. Простейшим является счет “быстрых взяток” (БВ), к-рый полезен в оценке рук в козырных контрактах. Считайте 2 быстрые взятки за масть, возглавляемую ТК, 11/2 — за ТД, 1 — за Т или КД и 1/2 — за Кх. Для открытия рука должна содержать по меньшей мере полторы-две быстрые взятки, или более, если сила ниже 12 очков.

При оценке равномерных раскладов с намерением бескозырного контракта подсчитывают число задержек. Задержка — это карта или комбинация карт, к-рая может дать возможность перехватить ход, препятствуя оппонентам собрать в бескозырной игре все взятки в данной масти. Туз, несомненно,— задержка; также как Кх и Дхх, и, с натяжкой, Вххх. Для бескозырного открытия обычно требуются задержки в по меньшей мере трех мастях.

В качестве резюме рассмотрим следующие расклады:

а) ªКхх ©ТДх ¨Кххх §ТВх;

б) ªТДхх ©хх ¨КДхх §Дхх;

в) ªТКВхх ©Кххх ¨хх §хх;

г) ªК ©Кхххх ¨Дхххх §ДВ.

Расклад а — равномерный: 4–3–3–3, имеет 17 онерных очков и задержки во всех мастях; следовательно, подходит для бескозырной заявки; б — тоже равномерный, 4–4–3–2, но с задержками в трех мастях, и две масти слабые; но его онерная сила 13 очков (14 с раскладом) и имеются 2 1/БВ,— следовательно, подходит для заявки в пиках или бубнах; в — неравномерный в связи с двумя дублетами. Хотя по онерам только 11, но он имеет раскладную силу и 2 1/БВ, годясь т. о. для заявления; г — также силой 11 за фигуры, но она имеет только пол быстрой взятки; очки же за синглет и дублет здесь не считают, т. к. ими являются неприкрытые фигуры. С такой рукой благоразумнее пасовать или же делать блокирующую заявку (о чем будет сказано ниже).

открытия Открытие — это первая заявка в торговле и к тому же наиболее важная для стороны (сдатчика), к-рая ее делает, т. к. она захватывает инициативу и позволяет этой стороне вести переговоры с более низкого уровня, чем противникам. Первая заявка, сделанная партнером открывшего игрока, называется ответом, на к-рый в свою очередь открывший игрок может ответить ребидом. Первая заявка, сделанная противниками, если только они оба не спасовали, мешает переговорам между открывшим и его партнером, и по определению — защитная, или оверкол. Рука должна оцениваться различным образом в зависимости от того, что это — открытие, ответ или оверкол. В среднем контракт устанавливается после двух заявок открывшего и двух ответов партнера (хотя теоретически самая длинная торговля со всеми контрами и реконтрами может состоять из 318 заявок).

основные правила ведения торговли Первоочередным вопросом торговли является наличие у партнеров на линии восьми карт в какой-л. масти — фит. Выяснение этого становится возможным благодаря тому, что каждое заявление в процессе торговли точно определяет минимум длины имеющихся мастей. Открытие в мажоре показывает обыкновенно наличие как минимум пяти карт в этой масти. Подъем этой масти партнером показывает наличие фита в этой масти (т. е. по крайней мере трех карт), напр. 1©–2©. При отсутствии фита (мисфита) показывают свою собственную масть от четверки или от пятерки (по договоренности). Соблюдаются соглашения:

1) при двух разных по длине мастях сначала называют более длинную;

2) при двух мастях одинаковой длины не короче 5 карт сначала называют старшую масть; при четырехкарточных мастях — наоборот;

3) каждое повторное заявление масти свидетельствует о том, что она на одну карту длиннее, нежели обещало предыдущее объявление;

4) заявление новой (еще одной) масти приглашает партнера не пасовать на этом круге (форсирует на круг).

Благодаря этим правилам партнеры могут информировать друг друга о длине своих мастей и найти согласованную масть.

Пример торговли.

Открывающий                Отвечающий

1© (от пятерки черв)     2¨ (от пятерки бубен)

2ª (от четверки пик)     3¨ (от шестерки бубен)

3ª (от Vª и VI©)          4ª (от триплета пик, фит)

Обратите внимание, что заявка 3ª удлинила не только пики, но и червы, т. к. при 5–5 необходимо открыть 1ª (как более старшую масть).

ненатуральные заявки Кроме передачи о силе и раскладе имеются и другие возможности в торговле. Это — искусственные, или ненатуральные, заявки. Объявления, на к-рые партнер в принципе может спасовать, называются натуральными, также как и системы торговли, применяющие в основном такие заявки. Однако ни одна натуральная система торговли не может обойтись без ограниченного числа искусственных заявок — конвенций. Искусственная заявка — это либо ненатуральный показ силы и расклада, либо вопрос, требующий определенного ответа партнера (напр.: сколько у тебя тузов?, в каких мастях короли?, какова сила в червах?, какова длина бубен? и т. п.). Партнеру пасовать на ненатуральную заявку нельзя: он должен ответить согласно используемой системы. На ненатуральную заявку партнер обязан алертировать — стукнуть по столу или выложить специальную карточку, уведомляя тем самым противников о том, что объявление носит искусственный характер.

понятия Бридж чрезвычайно насыщен многочисленными понятиями, именами и терминами. В Словарь включены следующие:

1) термины и понятия (В перечень не включены терминоиды типа семикозырик): автобридж, автопромоция, автосквиз, автосплинтер, алерт, альбарран, альфа-вопрос, андер, анпассан, антифланнери, апелляция, апелляционный комитет, апперкот, аскинг-бид, асптро, астро, астрос, атака, бакуош-сквиз, баланс, барометр, барон, барон-короллари, батлер, батский маневр, бебиблеквуд, безопасность, бенджамин, берген, биддинг-бокс, бланк (маневр), блеквуд (с вар.), блеф, блок, болван, большой шлем, бриджерама, брозел, бук, быстрая (защитная) взятка, вайссбергер, венский удар, вилькош, вист-журналист, вист-комбайн, вистующий, ВМБ (ММБ), возврат, возвратный сквиз, ВП, впустка, вскрыть, (сайн-офф) Вулффа, вход, вызывная контра, гаджет, гамбит, гамблинг, гамма-вопрос, гандикап, гарденер, (маневр) Гаспара, гено, гербер, гестам, (маневр) Гиймара, гладиатор, гости, гроссмейстер, гуляш, (маневр) дантиста, два-на-один, двухцвет, дельта-вопрос, демарка, деноминация, депо, (маневр) Дешапеля, (трансфер и 2БК) Джакоби, джеттисон, джеттисон-сквиз, джозефин, джордан, дингл, добор, донт, допе, допи, друри, друри-фит, дублет(он), дьявольский маневр, ЕМБ, заблокирование, задержка (стопер), залог, защита, заявка, зеркало, зона, зональность, избежание, имп, импас, императорский маневр, инвертированные миноры, инвертированные 1ª/1БК, инвит, индивидуал, индор-биатлон, инстант, инстант-пункт, интервенция, исключение (и принцип И.), искусственник, калбертсоновские 4–5БК, калькутта, (сдача) Камберленда, канапе, кандидат в мастера, кантер, каппеллетти, капитан, Квалификационная система, кёстнер, кибитцирование, киви, кикбак, клуб, Кодекс Бриджа, (реконтра) Кока — Вернера, команда, комический бескозырный оверкол (комик), коммуникация, комомодом, компаунд-сквиз, компенсация, компенсирующий результат, конвенционная карта, конвенция, конгресс, конот, контра, контракт, контра-ответ (ответная контра), контра-реопен, контра-спутник, контра-фит, контроль, контрольность, конфит, концовка, коробка, краткость, краш, “крокодил”, кросс-имп, кроубар, кроухерст, кюбид, лавинталь, лайтнер, лайфмастер, лаквуд, ланди, ласттрейн, лебензоль, линия, липинг-майклз, лиса (правила лисы), лонгер, МАД, мажор, (кюбид) Майклза, маккомас, макс, малти, малти-ланди, марка (поощрение), мастер, масть (в т. ч. полная, зеленая и др.), матч, матч-пункт, МБ, “мерримак”, микст, (маневр) Милтона Уэрка (= вилка (маневр) Мортона), мини-сплинтер, минор, “миссисипи”, мисфит, митчелл, москито, надбавка (надвышка), назначение (значащая заявка), натуралист, негатив, негативная контра,  недозаказ (недоторговывание), неймят, необычный бескозыря, неравномер, нокаут-сквиз, ноль, норман, нотация, обар, обращенная рука (обратный стол), овер, овербид, оверкол, огаст, одвротка, один-на-один, одноцвет, ОК-бридж, (конвенция) Окунева, олдер, опен, ответ, открытие, охранный сквиз, РС, пара, парада, паттон, ПБ, перезаказ (переторговывание), переключение, перекрестные убитки, перекрестный сквиз, переставка, переход, плей-офф, подбитка, поддержка, поди, поднятие, позитив, полублеквуд, полублок, полузадержка, полупозитив, полуфит, “поцелуй даме”, приход, ПРО, промоутер, промоция, псевдосквиз, пятерка (пятикарт), пятитузовый блеквуд, пятитузовый гербер, равномер, разблокировка, развод козырей, разряд, разыгрывающий, расход, (аскинг-биды) Раша, ребид, реверс, регуляр, рейтинг, рейтинг-лист, реконтра, реконтра-SOS, реле, ренонс, реопен, ретрансфер, решающая (объявленная) взятка, риз, римские 2§/2¨, римский блеквуд, римский гербер, римский пятитузовый блеквуд, римское допи, рипо, рипстра, РО, роббер, розенкранц (и контра/реконтра Розенкранца), розыгрыш, “розыгрыш без названия”, ропи, (аскинг-биды) Рота, рубензоль, рука, (ходы) Русинова, сайн-офф, самоубийственный сквиз, секвенция, семерка (семикарт), сессия, сигналы виста, синглет(он), система командных соревнований, системы торговли, скан, скачок (прыжок), сквиз, сквизанта (сквиз-карта), сквиз-каскад, скенкен (шенкен), скорирование, (сигнал) Смита, (трансфер) Смолена, сокращение, солдат, спидбол, сплинтер, стейман, стейман-паппит, стол, стопирование, стрип-сквиз, ступень, судья, супергербер, суперконфит, суперкроубар, супермаксимум, суперминимум, счет, сюркуп (надбитка), тай-брейк, таблица, тардварк, тартан, тейк-аут, техас, торговля, тотальная взятка, трансфер, траппинг, траппинг-пас, траскотт, трехцвет, триплет, тур, турнир, убитка, угроза, удушение, уолш, уондер, уровень, устрица, фальшканапе, фальшнегатив, фальшренонс (ревок), фит, фишбейн, (контра) Фишера, фланнери, флинт, форсинг, форсинг-гейм, форсинг-раунд, форсинг четвертой мастью, форсинг-шлем, (эхо) Фостера, фрагмент, хауэлл, херберт (герберт), хеттрик, хозяева, хойт, ценность, цугцванг, чекбак, четверка, четвертьблеквуд, швейцарская конвенция, шестерка (шестикарт), шлем, штернберг, штрафная карта, шуриг, экран, экспас, элиминация, энтри-сквиз, эхо, южноафриканский техас (супертехас), ярборо;

2) системы торговли: “большая трефа” (система Скенкена), “бульдог”, “венская система”, (система) Горена, “гюрза”, “деструктивная трефа”, “неаполитанская трефа”, “общий язык”, “римская трефа”, “роббер-стандарт”, “ромекс”, (система) Рота — Стоуна, “сайн-офф”, “стандартная американская”, “сухти”, “точная трефа”, (система) Шейнуолда — Каплана;

3) персоналии: Абрамян, Аварелли, Айзенберг, д'Алелио, Альбарран, Амиранашвили, Андерсен, Андреев, Арлазаров, Ассумпсан, Аукен (Ценкель), Бабенко, Багузин, Балицкий, Башриш, Бекер, Белладонна, Белланже, Бермудский кубок, Бернаскони, Бесс, Блеквуд, Бранку (М. и П.), Бруштунов, Бруштунова, Буланже, Буратти, Бурштофф, Вайхсель, Валенти, Вандербилт, Версаче, Вилькош, Волин, Волина, ВБФ, Вулфф (Вольф), Гаврыс, Гарденер, Гароццо, Гербер, Гестам, Гойль, Гонца, Гордон, Горен, Гоулдман, Громов, Громова, Дамиани, Дельмули, Дешапель, Джакоби (Дж. и О.), Джонсон, Джордан Р., Доддз, Дубинин, ЕБЛ, Жаи, Жмуджиньский, Журден (Джордан), Зия, Злотов, Кавендиш, Казанцев, Калбертсон (Дж. и И.), Кантар, Каплан, Каретников, Кееля, Кей, Келси, Кёстнер, Кинтра, Кирич, Кобин, Ковальский, Коновалов, Констам, Креейнс, Крейн, Крофорд, Кубок Вандербилта, Кубок Венеции, Кубок Макенни, Кубок Макконнелл, Кубок Розенблюма, Кузнецов, Кьярадиа, Лаанемяэ, Лайтнер, Ланди, Ланцаротти, Лаурия, Лебель, Левенко, Леви, Левитина, Ленц, Лесневский,  Лобов, Лоренс, Лясоцкий, Майтова, Макаров, Мари, Маркус, Марри, Мартел, Мартенс, Матушко, Международная ассоциация бриджевой прессы, Мекстрот, Мелу, Мередит, Митчелл (В., Джеки и Джон), Молло, Мондольфо, Моска, Муиэль, Нестеров, Орман, Отставель, Пабис-Тиччи, Панина, Пасселл, Перрон, Петрунин, Питалла, Пономарёва, Пшибора, Рабин, Рапе, Рейзин, Рекунов, Риз, Рискин, РЛСБ, Родуэлл, Рожков, Розенберг, Розенблюм, Розенкранц, Романе, Романьский, Росс, Рот, Руммель, Рыбаков, Саймон, Силодор, Симаков, Смит (Соубел), Синискалько, “Скуадра Адзурра”, Скенкен (Шенкен), Сластенин, Солнцев, Солоуэй, Спиридонов, Стансби, Стейман, Сула, Сунделин, Сухоруков, Токарев, Траскотт (А. и Д.), Трезель, Улановский, Уэрк (Уорк), Фарелл, Фишбейн, Фишер, Форкуэт, Франко, Фуцик, Хамилтон, Хамман, Ханыков, Харрисон-Грей, Хвень, Хейнло, Хельгемо, Хельнесс, Хоз, Холомеев, Хохлов, Хюппенен, Цедтвиц, Шагаш, Шальтянис, Шамла, Шапиро, Шариф, Шварц, Шимановский, Шуднев, “Эпсон”, Яллуз.

варианты Помимо указанных ниже см. тж. Бридж-аукцион, Б.-вист (= Вист-б.), Б.-гуляш, Б.-лилия (= Б.-(аукцион-)спейд-рояль = Аукцион-рояль), Б.-мемори, Б.-мизери, Б.-оппозишн, Б.-пивот, Б.-пират, Б.-плафон, Б.-рекс, Б.-сатурди, Б.-ханимун (= Б. с прикупом) (с вар.: Б.-ханимун с прикупом, Полуоткрытый Б.-ханимун), Б.-чаллиндж, Бринт, Буби, Дро-энд-дискард, Дубликатный Б. (= Спортивный Б.), Кантина (= Ксери), Квинтракт (= Пятимастный Б.), Китайский Б., Лондонский Б., Мини-б., Нуллос, Ожесточенный Б., Прогрессивный Б., Робберный Б., Ройалтон, Суперконтракт, Тауи (с вар. для четверых и более), Чикаго (= Четырехсдачный Б.) и Шлем.

бридж с болваном (англ. экв. single dummy bridge). Разновидность Бриджа для двоих игроков.

Сдают на четверых по 13 карт, включая два болвана. После сдачи один болван открывается. Игроки заявляют, как в обычном Бридже. Заявив выше, разыгрывающий объявляет, желает ли он играть со вскрытым болваном или же попытает счастье с закрытым. После этого закрытый болван открывается, и игра протекает, как Бридж с двумя болванами.

бридж с двумя болванами (англ. экв. double dummy bridge).  Разновидность Бриджа для двоих. Другими вариантами являются Бридж-ханимун с прикупом и Полуоткрытый Бридж-ханимун.

Сдают на четверых, две руки закрытые. Игроки заявляют по тому, что видят в своих руках. После торговли болван напротив каждого игрока открывается и каждый играет попеременно от себя и со стола. Или же (более практично) болваны не открываются для обоих игроков. Вместо этого после торговли каждый помещает своего болвана в такое местоположение, чтобы другой не мог видеть, как распределены карты противника. (Простой самодельный картодержатель для этой цели состоит из сапожной коробки с крышкой, положенной на столе вверх дном. Карты болвана соскальзывают между крышкой и стенкой коробки. Если в распоряжении имеется только одна коробка, то игроки играют на противоположных сторонах ее.)

бридж для двоих Вариант, разработанный в 1954 г. английским знатоком и создателем новых игр Кеннетом Констамом.

Сдают поочередно. Сдатчик сдает колоду на четыре руки. Две руки являются болванами, один из к-рых открывается сразу после окончания сдачи. Торговлю начинает всегда сдатчик, к-рый на первом круге не имеет права пасовать. Вместе с заявкой он объявляет, с каким болваном — открытым или закрытым — он будет играть. Последнее остается в силе, независимо оттого, кто одержит верх в торговле. Торгуются до первого паса.

Атакует всегда вистующий. Перед его выходом карты болванов располагаются напротив игроков, к к-рым они прикреплены. После первого выхода карты закрытого болвана открываются, и т. о. разыгрывание идет при 26 открытых картах. Правила записи, как в Бридже.

бридж с компенсацией Эту форму Бриджа игроки обычно называют “компенсариком”. Это — переходный вариант от Робберного Бриджа к Спортивному. Элемент спортивности здесь заключается во введении компенсации в очках для игроков, получивших при сдаче плохие карты.

Здесь не существует онеров и нет понятия роббер. Вместо роббера оговаривается определенное к розыгрышу число сдач. После каждой сдачи каждая пара подсчитывает очки на линии и результат заносится в специально разграфленный бланк, или протокол (см. ниже), с учетом возможной компенсации, для одной из пар (обычно СЮ), независимо оттого, кто был разыгрывающим (с соответствующим знаком — “+” или “–“). Порядок изменения зональности повторяется через каждые 16 сдач.

протокол ведения счета в бридже с компенсацией Конечный результат приводится для линии СЮ.

зона

сдает

контракт

разыгрыв.

атака

взятки

РС

СЮ

1

С

 

 

 

 

 

 

2

СЮ

В

 

 

 

 

 

 

3

ВЗ

Ю

 

 

 

 

 

 

4

все

З

 

 

 

 

 

 

5

СЮ

С

 

 

 

 

 

 

6

ВЗ

В

 

 

 

 

 

 

7

все

Ю

 

 

 

 

 

 

8

З

 

 

 

 

 

 

9

ВЗ

С

 

 

 

 

 

 

10

все

В

 

 

 

 

 

 

11

Ю

 

 

 

 

 

 

12

СЮ

З

 

 

 

 

 

 

13

все

С

 

 

 

 

 

 

14

В

 

 

 

 

 

 

15

СЮ

Ю

 

 

 

 

 

 

16

ВЗ

З

 

 

 

 

 

 

Как и в Спортивном Бридже, розыгрыш взяток здесь протекает без бросания карт друг на друга в центре стола. Вместо этого каждый  игрок в порядке очереди кладет карту хода перед собой лицом вверх, а по окончании хода — переворачивает лицом вниз, оставляя ее перед собой, но располагая либо вертикально, либо горизонтально, в зависимости оттого, чья линия взяла взятку: карты своих взяток кладутся вертикально, а чужих горизонтально. После окончания каждой сдачи сначала определяется размер компенсации для пары, игравшей с меньшим количеством очков. Это производится по следующей шкале, разработанной москвичом Генрихом Грановским (†) (и поэтому называемой “Московской компенсацией”).

РС

Вне зоны

В зоне

21

50

50

22

70

70

23

110

110

24

200

290

25

300

440

26

350

520

27

400

600

28

430

630

29

460

660

30

490

690

31

600

900

32

750

1150

33

900

1350

34

1000

1500

35

1100

1650

36

1200

1800

Полученная после компенсации разность или сумма очков переводится в т. н. импы согласно нижеследующей таблицы (разработанной в 1962 г.).

Пример подсчета. ВЗ сыграли контракт 4© в зоне на 25 очках (РС): 4© в зоне — 620; 25 РС — 440. 620 — 440 = 180 = 4 импа. В графу “СЮ” протокола записывается “–4”.

РС

Импы

0–10

0

20–40

1

50–80

2

90–120

3

130–160

4

170–210

5

220–260

6

270–310

7

320–360

8

370–420

9

430–490

10

500–590

11

600–740

12

750–890

13

900–1090

14

1100–1290

15

1300–1490

16

1500–1740

17

1750–1990

18

2000–2240

19

2250–2490

20

2500–2990

21

3000–3490

22

3500–3990

23

4000+

24

Товары к этому блоку