БУЛЬОТ

Бульот

[льё] (фр. bouillotte чайничек (для кипячения), от bouilli(r) кипятить + суф. -otte). 1. Старинная люксембургская пулечная игра банковой семьи, представляющая из себя видоизмененную форму Брелана и требующая умения блефовать. Появившаяся в Париже в 1788 г. и преодолевшая запрещения, эта игра, “бывшая модною во время Директории” (1795–1799), вскоре была оставлена; но в 1830-х гг. во Франции она снова возрождается, затмевая Экарте. Брелан, и Бульот были настолько популярны во Франции, что их именами даже назвали игорные дома, а именем последнего также — стол для игры и лампу. Для игры был разработан специальный подсвечник с ножками, имеющими желобки для закрепления карт. К концу XIX в. игра была забыта, хотя и встречалась еще в литературе. В России была популярна до посл. четв. XIX в. На русском языке была опубликована в 1864, 1884 и 1901 гг. (Счастливый игрок во все употребительныя картежныя игры.— М., 1864; Тенаж Жан. Игрок на все руки.— М., 1884; Пюжоль Э. Карточный игрок на все руки.— СПб., 1901). Смысл названия объясняют так: поскольку игра “идет с быстротою, способною вовлечь в ужасный проигрыш от самой малой ставки”, то от этого, вероятно, и получила она свое название “кипучей”. Бульот является одним из предшественников Покера, пришедший на смену Брелану. По словам современника игры, “от играющаго в бульот требуется много хладнокровия и соображения; эта игра очень занимательная, но вместе с тем она подает повод к излишним рискам; поэтому то, расчотливость и осторожность здесь всего нужнее”. Строгих единых правил игры никогда не существовало. Они частично видоизменялись с течением времени. В игру периодически вводились дополнительные комбинации, являющиеся модификациями брелана, пересматривалась система ставок — то ставил перед игрой только сдатчик, то ставили все, существовала путаная система осуществления ставок и т. д. Бульот, в к-ром присутствовала комбинация брелан-мистигри, называли также Мистигри, что потом вызвало путаницу с другим Мистигри — разновидностью Мушки. Ниже приводится адаптированная на современный манер форма игры. v — Когда вы садитесь играть в бульот, неужто вы оспариваете условия игры? Правила существуют, вы им подчиняетесь. Бальзак, Утраченные иллюзии. 2. уст. Нелегальный игорный дом.

Ö Впервые: Энц. лекс., 1836 ("(Bouillotte), карточная игра, в которой все зависит от случая. Она идет с быстротою, способною вовлечь в ужасный проигрыш от самой малой ставки. От этого, вероятно, и получила она свое название “кипучей”. В Бульот играют четверо, а иногда пятеро, такими же картами, как в пикет, отбрасывая семерки и десятки. Когда сдадут по три карты, каждый игрок скрывается (se cave), выходя произвольною ставкою. Искусство игрока состоит в том, чтоб маскировать игру свою и вызывать противника на большое пари, или напугать его большою ставкою, когда игра слаба. Самый лучший удар в Бульоте называется (брелан — brelan). Теперь нет в игре, так называемаго четвернаго брелана (brelan carré). Ýта игра, бывшая модною во время директории, на долго была оставлена; теперь во Франции она является снова в замену экарте, которую хитрости записных игроков сделали очень подозрительною. Но и эта игра, как всякая другая, не обезпечивает от расчетливых плутней господ искусников".— [Т. 7, с. 332.]): бульот; [с. 64:] бульйот; ТС. 40 тыс. ин. сл., 1875: бульот “фр.— Азартная игра, похожая на три листика; каждому играющему сдают три карты и тот, у кого старше карты выигрывает”; Михельсон: бульот “фр. bouillotte. Азартная игра, похожая на три листика”; Брокгауз и Ефрон, 1891, т. IVА, с. 642: Буйлльот; Дубровский, Слов., 1891: бульот; Ефремов, 1912: бульóт ”французская азартная карточная игра; || игорный дом или притон”.; Larousse, Robert: bouillotte.

Ì БУЛЬОТ. Описание игры.

игроки 3–5, обычно 4–5.

карты Если играют пятеро — 24 (ТКДВ98 в каждой масти) или, реже, 28 (с десятками). Если игроков четверо, то колода состоит из 20 карт (ТКД98); при трех игроках играют 16 картами (ТК98 в каждой масти).

стоимость карт Туз считается 11 очков, фигуры по 10, фоски по числу своих очков.

кон Перед началом игры все игроки делают равные ставки.

сдача Первым сдатчиком становится игрок, получивший при жеребьевке короля. Сдача и весь розыгрыш идет, как принято во Франции, против часовой стрелки. Сдается по три карты каждому игроку, по одной зараз, после чего открывается вскрышка, являющаяся общей картой, и кладется рядом с талоном.

вскрышка Вскрытая карта определяет старшую масть, т. е. при равенстве пуэнов побеждает пуэн в масти вскрышки. (Примечание. Существовавшее иногда правило, согласно к-рому игрок, имеющий старшую масть, выигрывал у другого  пуэна с бóльшим числом очков в простой масти, лишено здравого смысла.) Каждый игрок может рассматривать вскрышку частью своей руки. (Иногда вскрытие карты не определяло старшую масть.)

цель Победить в торговле, предъявив наилучшую комбинацию карт.

комбинации Виды и старшинство комбинаций, от младшей к старшей, следующие.

Пуэн. Наибольшее количество очков на картах одной масти.

Брелан. Три карты одинакового достоинства. Игрок, имеющий брелан, получает после окончания торговли по одному жетону с каждого игрока, за исключением того, кто имеет более старший брелан, к-рый взимает с каждого по два жетона.

Брелан-мистигри. Сочетание дамы треф с двумя картами одной масти или одинакового достоинства. Оплачивается так, же, как брелан. Факультативная комбинация.

Брелан-сент-джеймз. Сочетание валета треф с двумя картами одной масти или одинакового достоинства. Оплачивается четырьмя жетонами от каждого игрока. Факультативная комбинация.

Брелан-фавори. Старший брелан, состоящий из карт того достоинства, к-рое было на вскрышке в первой сдаче. (Факультативная устаревшая комбинация.)

Брелан-каре. Четыре карты одного достоинства. (Три карты в руке, а четвертая — на вскрышке.) Владелец брелан-каре взимает по окончании торговли по четыре жетона с каждого игрока.

брелан-каре-англез При встрече брелана и брелан-каре у двух игроков первый имеет возможность осуществить действие, называемое брелан-каре-англезом. Оно состоит в том, что игрок вскрывает первую или последнюю карту талона с целью подобрать четвертую карту одинакового достоинства, пытаясь составить тем самым более старший брелан-каре.

торговля После сдачи карт игрок справа от сдатчика ставит произвольную ставку на кон (не превышающую кон), каждый последующий играющий должен ставить ставку, эквивалентную последней, или же бóльшую. Игрок, не желающий участвовать в торговле, пасует. Игрок, спасовавший до начала открытия торговли, имеет право торговаться после того, как кто-л. сделает ставку; игрок, спасовавший в ходе торговли, выбывает из игры и проигрывает свою ставку. В момент, когда все игроки поставили эквивалентное число и никто не желает поднимать выше, происходит следующее.

прикупка По окончании торговли спасовавшие игроки открывают свои карты. (При игре за бульотным столом брошенные карты втыкались в желобок подсвечника.) Каждый неспасовавший игрок имеет возможность теперь улучшить свою руку за счет карт ближайшего спасовавшего игрока слева. Это производится так. Необходимую карту можно взять у игрока только при наличии у себя более старшей по номиналу карты той же масти. Прикупающий игрок показывает более старшую карту конкретной масти и забирает необходимую карту этой же масти, снося какую-л. карту взамен.

раскрытие карт После того как все закончили прикупку, карты открываются и сравниваются. Имеющий наивысшую комбинацию забирает кон. В случае равенства комбинаций (при игре без старшей масти) выигрывает игрок, находящийся ближе всех к сдатчику справа.

распасовка Если все пасуют, то карты бросаются, сдает тот же сдатчик, и кон либо удваивается, либо делаются ставки в более низком размере.

Товары к этому блоку