ЗАРЯ

Заря

Любопытная банковая игра XVIII в., несколько напоминающая Ландскнехт и заимствовавшая нек-рые черты у Макао. По словам автора единственного описания “новой французской игры”, “ЗАРЯ может показаться приятною всем Знатным Людям, потому что сверх того что она есть справедливо Игра во всем ограниченная, имеет пределом своим честность природную или принужденную, неприлежность, невозможность чтоб можно было кого обмануть, а может устрашить и самаго отважнейшаго Игрока”, к тому же “сия игра так соображена, чтоб она служила во увеселение великим, средним и малым компаниям” (Заря: Новая французская игра.— СПб., 1774, с. [VI], 1).

игроки 6–20, делящиеся на две категории: банкомета и понтеров.

карты 2 × 52. Êолоды не смешиваются друг с другом и, желательно, должны быть разного крапа..

цель Выиграть поставленное на карту.

банк Банкомет может либо закладывать определенный банк, либо отвечать за каждую ставку понтера. В настоящем описании предполагается, что банк не закладывается.

тасовка и снятие первой колоды Банкомет тасует колоду, имея право дать потасовать любому из понтеров, а по окончании тасовки дает снять любому на свое усмотрение.

ставки Перед началом талии каждый понтер делает произвольную ставку.

сдача По снятии колоды банкомет сдает каждому понтеру по одной карте в открытую, после чего выкладывает на стол лицом вверх три банковые карты.

расчет по тузам и фигурам Все тузы и фигуры имеют “особливую участь, о чем Понтиоры должны знать, прежде опоражнивания своих кошельков на ставки”.

За всякого туза, пришедшего к понтеру, последний получает от банкомета размер своей ставки. Полученное от банкомета, а также прежняя ставка остаются стоять на карте до окончания сдачи. Если при мётке второй колоды туз понтера не выйдет, то он проигрывает стоящую удвоенную ставку, а если выйдет, то получает ее с банкомета (выигрывая у него в целом утроенную ставку).

При получении любого из королей, кроме червонного, понтер получает от банкомета эквивалент своей ставки и вправе либо покинуть игру, либо продолжать играть на удвоенной ставке. При получении ©К понтер получает от банкомета удвоенную ставку и может покинуть игру или, с согласия банкомета, продолжать понтировать до конца сдачи.

При получении любой дамы понтер обязан утроить свою ставку. Если при мётке второй колоды дама понтера не выйдет, то он проигрывает тройную ставку, а если выйдет, то выигрывает одинарную.

При получении любого валета, кроме пикового, понтер проигрывает свою ставку, но вправе продолжить игру, сделав новую ставку в прежнем размере. Получивший ªВ проигрывает двойной размер своей ставки и вправе продолжить игру, внеся повторную ставку.

тасовка и снятие второй колоды После раздачи карт понтерам и выкладывания трех банковых карт банкомет тасует вторую колоду, имея право дать потасовать любому из понтеров, дав по окончании тасовки снять любому на свое усмотрение.

раздача второй колоды По снятии колоды банкомет выкладывает на стол лицом вверх три подрывочные карты лицом вверх, затем сдает на стол лицом вниз стопку из 16 карт, называемых картами общества. После сдачи 16 карт выкладывается еще три карты, называемые стражами банка.

подрыв и банкирование Если в числе трех подрывочных карт встретится идентичная (включая масть) той, что находится в трех банковых картах первой колоды (что называется подрывом), то банкомет проигрывает все ставки. И, наоборот, когда в числе трех стражей банка встретится идентичная той, что находится в трех банковых картах первой колоды, то банкомет проигрывает все ставки (что называется банкированием). И в том и в другом случаях сдача считается оконченной.

продолжение талии Если ни подрыва, ни банкирования не случилось, банкомет складывает вместе подрывочные карты, карты общества и стражей банка, что составит в целом 22 карты. Эти карты банкомет поочередно объявляет и переворачивает. Если в числе этих карт выпадает карта понтера, то он выигрывает свою ставку, в противном случае проигрывает.

возвеселение Эта процедура дает возможность отыгрыша проигравшим свои ставки. После того как 22 карты второй колоды прометаны, каждый проигравший понтер по очереди имеет возможность все же выиграть свою ставку. Здесь целью каждой стороны является набор на прикупаемых картах 19 очков или наиболее близкой к ним суммы, но, главное, не большей. Банкомет играет с каждым понтером по очереди. Это происходит так: банкомет открывает понтеру из остатка первой колоды карты до тех пор, пока тот не скажет “хватит” или не будет перебор. При переборе понтер окончательно проигрывает. Если перебора нет, банкомет открывает карты себе из остатка второй колоды с той же целью. Выигрывает набравший ближайшее к 19 количество очков. (Неизвестно, что происходит в случае равенства очков, но, по логике, понтер должен в этом случае проигрывать.) При подсчете тузы считаются за 1 или 11 очков, на усмотрение играющего, фигуры по 10, остальные по числу своих очков.

смена банкомета Каждый банкует по очереди пять сдач подряд. Как варианты, может все время банковать один или же банк может переходить после каждой сдачи.

Товары к этому блоку