Калипсо
! неправ. калúпсо (англ. calypso назв. парного бального танца эротического характера, а также песенно-танцевальной формы Тринидада; от греч. Καλυψώ имя нимфы в греческой мифологии), ср. нескл. Необычная игра, являющаяся гибридом между Вистом и Рамми, изобретенная Р. Б. Уиллисом из Тринидада (Вест-Индия) и введенная в Британии в 1953 г. Она сочетает лучшее обеих игр и легка для обучения, как только усвоена необычная идея “своих козырей”, заимствованная из русской игры Свои козыри. Основная форма предназначена для парной игры, но имеются версии для троих и четверых, играющих каждый за себя. || Премиальная комбинация, к-рую составляет полная масть из 13 карт, в этой игре.
Ö Впервые: НС, 1973: калúпсо [танец]; РОС, 1999: калúпсо ”(танец)”; Калúпсó “(миф.)”.
Ì КАЛИПСО. Описание игры.
игроки 4.
карты 208: четыре 52-карточные колоды, смешанные вместе. Им не требуется быть идентичного крапа или цвета, только должны быть все одного размера.
партнерства Пары образуются следующим образом: игроки, вытащившие старшие карты, играют против вытащивших младшие. Партнеры сидят напротив друг друга. Каждый игрок связан с определенной мастью следующим образом: Север — ª, Восток — ¨, Юг — ©, Запад — §, т. о. пики и червы — партнеры против треф и бубен. Это называется личной козырной мастью игроков. Масти не имеют преимущества друг перед другом.
цель Партия состоит из четырех сдач, в каждом из к-рых разыгрываются 13 взяток. Взятки сами по себе небольшая ценность, поскольку главная цель каждой стороны — захватить карты, к-рые дадут возможность ей построить калипсо. Калипсо — это полная масть из 13 карт, состоящая из 2345678910ВДКТ без дубликатов. Цель каждого игрока — построить калипсо в его собственной козырной масти. Закончив одну, игрок может начинать другую, и по окончании четвертой сдачи выигрывает та сторона, к-рая сделала большее число калипсо. Когда взятка взята, выигравший ее вынимает из нее любую карту или карты, к-рые ему нужны для его собственного калипсо, и может дать своему партнеру любые, к-рые тому могут требоваться.
сдача Очередь сдавать переходит по часовой стрелке. Сдается 13 каждому (считая сдаваемое число), а оставшиеся откладывается в сторону рубашкой вверх, где они находятся вне игры вплоть до следующей сдачи. Левый противник сдатчика выходит на первую взятку. Обязательно всегда ходить в масть, если возможно, и если две карты одинакового достоинства попали в одну взятку, то первая бьет вторую.
козырной выход Если заходчик во взятке выходит своим козырем и каждый отвечает в масть, то заходчик выигрывает взятку автоматически, независимо от достоинств сыгранных карт. Однако если у другого ренонс в требуемой масти, то он может либо пытаться выиграть взятку, играя более старшей по достоинству картой своей козырной масти, либо может снести любую другую масть и тем самым отдать взятку. Короче, если заходная карта является персональным козырем, то взятка выигрывается своим козырем более высокого достоинства, сыгранным в ней, принимая во внимание, что можно играть своим козырем только в случае неспособности сходить в масть выхода.
некозырный выход Если заходная карта не принадлежит к персональной козырной масти игрока, и каждый следует по масти, то взятка выигрывается самой старшей из сыгранных карт или первой из двух поставленных идентичных карт. Как и ранее, однако, игрок, не способный ходить в масть, может стремиться выиграть взятку, играя картой своей персональной козырной масти, или же может снести от любой другой масти и тем самым проиграть взятку. Короче, если заходная карта не является персональным козырем, то взятка выигрывается наивысшей картой масти выхода или наивысшим собственным козырем, если таковые имели место.
выигранные взятки Выигравший взятку, перед выходом на следующую, вынимает из нее любую карту или карты, требующиеся для построения его собственного калипсо или его партнера, а остальные складывает рубашкой вверх в относную стопку. Каждая пара имеет свою отработанную стопку, к-рая не может просматриваться до конца партии. Карты в ней не доступны для построения калипсо, однако будут присчитаны в зачет выигравшим их.
калипсо Каждый игрок строит свое калипсо на столе перед собой, располагая карты в нахлестном ряду и в правильной последовательности от младшей — двойки — до старшей — туза. Только одно калипсо зараз может возводиться игроком, и оно не может содержать дубликатных карт. Если, следовательно, выигранная взятка содержит дубликат карты, уже присутствующей в частично построенном калипсо, то она не может быть использована и должна быть снесена. Существует одно исключение из этого правила. Когда калипсо закончено, его владелец складывает карты лицом вверх в пачку с тузом наверху и получает право начинать другое. Если взятка, к-рую он выиграл, дала ему возможность завершить калипсо в тот же ход, то любые дубликатные карты, содержащиеся во взятке, могут быть удержаны для того, чтобы начать следующее. То же применимо, когда подходящие карты требуются партнеру.
партия Партия состоит из четырех сдач, в каждом из к-рых разыгрываются 13 взяток. После того как сыграна первая сдача, следующий сдатчик сдает каждому, не тасуя, по 13 карт из отложенной в сторону оставшейся части колоды. И т. д.
счет По окончании четвертой сдачи каждая пара считает по 10 очков за каждую карту в ее относной пачке, а каждый партнер добавляет к этому счету 500 за его первое законченное калипсо, 750 за его второе, 1000 за третье или четвертое и 20 за каждую карту в незавершенном калипсо на столе перед ним.
ревок За фальшренонс с нарушителя взыскивается 260 очков.
советы по розыгрышу
Необходимо понять, что если другой игрок выходит вашей персональной козырной мастью, то вы можете выиграть, только играя более высокой картой в ней. Начинающие склонны выходить своими козырями слишком рано и слишком часто, испытывая приятный трепет от выигрыша взяток без усилий. Это самопоражение, т. к. противники будут сбрасывать двойные карты при каждом возможном случае, тем самым делая невозможным построение калипсо. Дубликаты, сброшенные ранее, потеряны навсегда.
Иллюстративный пример начала игры. Север (чей козырь трефы) атакует §4 и забирает взятку: §4–§6–§В–§6, после чего выкладывает перед собой §46В, снося дубликатную §6. Затем он выходит §8: §8–§В–§7–¨8. Снова Север берет взятку, оставляет §78 на столе, передает партнеру ¨8 для его калипсо и сносит §В, т. к. один валет уже выложен. И т. д.
варианты
сольное калипсо Это вариант для четверых, играющих каждый за себя. Игроки по жребию определяют места и свои козырные масти, причем выбор осуществляется игроками в порядке старшинства вытащенных карт: приоритет имеет вытащивший старшую.
калипсо для троих Играется тремя колодами, из к-рых изымается одна из мастей. Партию составляют три сдачи, и каждый играет за себя.