КАССИНО

Кассино

! не рек. казúнó (ит. cassino крытая ручная тележка; тж. casino (тж. казино), от cas(a) дом + ум. суф. -ino; нем. и дат. экв. Kasino), ср. нескл. Игра, восходящая к французским азартным играм XV в. и являющаяся основополагающей для целой семьи родственных игр. Вероятно, самой ранней является публикация “Casino” в венско-пражской книге 1795 г., когда игра считалась модной (Gezetzbuch der modernen Spiele: Casino, Whist, Boston, etc. Wien.— Prag, 1795), десятилетие спустя (1808) оно впервые появляется в издании Э. Гойля. В США эпоху огромной популярности Кассино — игры, требующей немалых математических навыков,— затмил рамми-джиновый бум 1930-х гг. В России само Кассино известно не было, и правила его опубликованы лишь недавно, однако в похожую игру — Тентере — играли еще в XVIII в., любителем к-рой, кстати, был Пушкин. В зарубежной литературе стало модным указывать, что “кассино” (cassino) — неправильное написание и следует возвратиться к первоначальной форме — “казúно” (casino). Однако представляется целесообразным сохранять два разных написания для слов с двумя разными значениями, особенно когда они употребляются в сходном контексте (так, игра Кассино, несомненно,— не игра казино, казиношная игра). Неправильное написание укоренилось достаточно давно, получив права гражданства. Среди хороших игроков Кассино имеет заслуженную репутацию одной из интереснейших игр для двоих. Чтобы хорошо в нее играть, требуется хорошая память и способность делать правдоподобные выводы о картах противника. Ниже представлена основная форма игры. Эксперты склонны предпочитать один или более из ее продвинутых “вариантов”, размещенных в Словаре согласно алфавита, однако даже простейшая форма сложна для описания, поэтому начинающим рекомендуется идти шагом, прежде чем они научатся бегать. v  Ÿ Казúнó.— Есть одна маленькая игра, которую называют казино,— не знаю, слышали вы о ней,— совсем детская игра. Дж. Лондон, Ночь на Габото. || Название двух премиальных карт в этой игре: ¨10 — большое кассино, ª2 — малое кассино.

Ö Webster: casino, cassino.

Ì КАССИНО. Описание игры.

игроки Два, три или партнерская четверка, однако игра не вполне годится для троих, а четверым было бы лучше играть в Скопоне. В нижеследующем описании предполагается, что играют двое, за исключением, где применяются специальные правила для иного числа игроков.

карты Используется стандартная 52-карточная колода. Карты от туза до десятки рассматриваются чисто как числа от одного до десяти соответственно. Фигуры не имеют очковой стоимости.

сдача Игрок, снявший младшую, становится первым сдатчиком. Сдается по две карты каждому оппоненту, две на стол и две сдатчику, затем так же еще по две каждому, так что у каждого становится по четыре. Четыре настольные карты переворачиваются и кладутся в ряд. Остаток колоды откладывается в сторону. Когда каждый сделает четыре хода, т. о. сводя на нет свою руку, сдается еще по четыре каждому в пачках из двух, и т. д. на всем протяжении игры. Никаких карт, однако, больше не сдается на стол. Когда прикуп исчерпан, сдатчик должен объявить этот факт, поскольку это влияет на стратегию эндшпиля.

цель При каждом ходе игроки стремятся захватить карты со стола картой из руки и набрать наибольшее число очков. Карты, захваченные т. о., помещаются взакрытую перед выигравшим их и остаются вне игры. В конце игры очки начисляются за наличие захваченными:

большинство карт

3

большинство пик

1

большое кассино (¨10)

2

малое кассино (ª2)

1

каждый туз

1

В течение игры любой, кто захватывает все карты на столе за один ход, засчитывает 1 очко за свип (однако это часто не принимается в расчет, когда играют только двое). Помимо цели захвата пик и двух специальных карт масти карт значения в игре не имеют — считаются только их достоинства.

разыгрывание Каждый игрок по очереди, начиная с игрока слева от сдатчика, играет одной картой на стол, затем либо переворачивает лицом вниз перед собой вместе с любыми настольными картами, к-рые она может захватить, либо оставляет ее открытой с настольными картами. Карта, к-рой он играет, используется т. о. либо для захвата, либо для построения, либо, если ни то, ни другое невозможно, просто для трейлирования.

захват Карта, сыгранная из руки, забирает одну одиночную карту или более одинакового достоинства путем спаривания. Т. о. туз может захватить одного или более одиночного туза, тройка — одну или более одиночную тройку и т. д. Фигуру можно захватить только спариванием: валет берет валета, дама — даму и король — короля, и только одна карта может быть спарена за один ход (т. е. при двух королях на столе игрок с королем может захватить только одного из них. Однако можно договориться заранее, что три фигуры одного достоинства можно захватить одновременно четвертой).

Подобным образом карта из руки может быть использована для захвата, путем объединения, двух или более одиночных карт, общая стоимость к-рых соответствует захватываемой карте. Т. о. десятка может захватить, помимо десятки, туза и девятку или двойку и восьмерку, или двойку-тройку-пятерку, или туза-двойку-тройку-четверку и т. д.

Одиночная карта за один ход может осуществить столько захватов путем спаривания, объединения, сколько возможно, при условии, что все захваченные карты одиночные (т. е. не образуют часть построения, что описано ниже), и что ни одна из них не предстает в более чем одной комбинации одновременно. Однако построение само по себе можно захватить целиком картой, равной ему по стоимости.

построение Это значит выкладывание карты на стол с целью образования комбинации, к-рая может быть захвачена другой картой из руки на следующем ходу. Игрок может строить, только если он располагает картой, дающей ему возможность осуществить последующий захват, и если он строит, то не может трейлировать при следующем ходе (за исключением, когда его построение взято кем-то другим).

Простейшее построение происходит, когда игрок содержит две карты одного числового достоинства, и третья находится на столе. Если он тотчас же захватывает, то выигрывает только две карты вместо трех. Вместо этого, если он играет одной из руки на верх настольной карты, к-рая ей соответствует, и объявляет: “Построение пятерок” (или какого бы то ни было другого достоинства). При своем следующем ходе он может играть своей другой пятеркой и захватить их спариванием, если только противник не захватывает их первый четвертой пятеркой.

Игрок может также построить путем добавления карты из своей руки к одной или более настольной карте, объявляя их общую стоимость, тем самым заявляя способность захватить их все на следующем ходу картой, равной по стоимости этому построению. Например, с

настольными картами

2 3 8 9,

в руке

Т 4 6 9,

он мог  бы сыграть тузом на восьмерку, объявив: “Построение девяток”, и захватить это построение своей девяткой на следующем ходу (вместе с настольной девяткой, захваченной спариванием). Или, при его следующем ходе, он мог бы сыграть четверкой на тройку и добавить к этому настольную двойку, чтобы сделать девять, и затем, в следующую очередь, свипировать стол, играя своей девяткой и захватывая построение туз — восьмерка, построение двойка — тройка — четверка и девятку посредством спаривания. Конечно, этот свип займет два хода для его достижения, тем самым удваивая опасность, что противник может захватить построение девяткой из своей руки или увеличить его до десятки.

Любой игрок может увеличить построение путем добавления еще одной карты к нему и объявления новой суммы, при условии, что (а) у него содержится карта, равная по стоимости новому итогу, если только он в состоянии захватить его на следующем ходу, если это еще применимо; и (б) что она не образует часть составного построения. Составное построение проиллюстрировано примером, приведенном выше. При своем первом ходе игрок добавляет туза к восьмерке и объявляет: “Построение девяти”. Перед тем как он будет играть снова, оппонент мог добавить другого туза на него и объявить: “Построение десяти”, тем самым угрожая захватить его десяткой на следующем ходу. Но если девятка осталась нетронутой, то первый игрок может при своем следующем ходе добавить свою четверку на двойку и тройку, объявляя: “Построение девяти”, и поместить это построение на верх своего первого построения девяти или после него. Это превращает его в составное построение, и оно не может быть увеличено — два построения можно теперь захватить только девяткой.

Возможного источника путаницы в построении карт следует избегать посредством ясно объявляемого итога. Например, игрок может добавить тройку со своей руки на тройку стола. Если он объявляет: “Построение троек”, то две карты можно захватить только тройкой (составным спариванием). Но если он объявляет: “Построение шести”, то построение можно захватить только шестеркой. Кроме того, построение шестерки может быть увеличено путем добавления еще одной карты для создания большего построения, но построение троек может быть увеличено только путем добавления другой тройки (что, конечно, может произойти только в партнерской игре).

кассино Если Север в руке, то он может (а) захватить даму спариванием, (б) захватить обе тройки его шестеркой или (в) добавить свою тройку к другим и объявить “построение девяти” при последующем захвате его девяткой — действие, к-рое воспрепятствует Югу захватить тройки спариванием. Если играет Юг, то он может (а) захватить обе тройки путем спаривания с его собственной, (б) построить восемь, играя его двойкой к двум тройкам и захватывая их все его восьмеркой, вместе с восьмеркой путем спаривания, на следующем ходу, (в) построить восьмерки посредством добавления восьмерки на стол, для последующего захвата обеих спариванием с той, что в его руке, или (г) построить 2 + 3 + 3 на этом ходу и 8 + 8 — на следующем, и надеяться захватить оба построения восьмеркой последующим ходом.

трейлирование Игрок, к-рый не способен или не желает строить, должен трейлировать, играя любой картой своей руки на стол лицом вверх, где она становится доступной для последующего захвата или построения, подобно другим настольным картам. Однако он может не трейлировать, если любое построение, к-рое он сделал или увеличил при его последнем ходе, еще пригодно для захвата; он должен либо захватить его, либо увеличить его, либо сделать любое другое построение или захватить то, что возможно.

свипирование стола За исключением (необязательно) игры вдвоем, игрок, к-рый свипирует стол, захватывая все карты стола за один ход, засчитывает 1 очко. Удобно отмечать этот факт, оставляя захваченную карту открытой в пачке выигранных карт и засчитывать ее вместе с остальным счетом по окончании игры. Когда игрок сделал свип, следующий по очереди не имеет выбора, кроме трейлирования.

эндшпиль Когда сыграны последние четыре карты, игрок, к-рый последним захватил карты со стола, забирает все настольные карты в случае,  если все те, кто играл после него, были вынуждены трейлировать (т. е. не сумели захватить карт). Само по себе это не считается свипом, хотя игра может закончиться свипом, если последней сыгранной карте случается захватить все остающиеся настольные карты путем спаривания и/или объединения.

счет Игроки рассортировывают свои выигранные карты и засчитывают 1 очко за каждые свип, туза и малое кассино (ª2), и 2 очка — за большое кассино (¨10). Игрок или сторона с наибольшим числом захваченных пик считает 1 очко, а за большинство карт (считая все) — 3 очка. В случае ничьей 3 за карты не считаются.

партия Существует несколько способов определения счета партии или платежа. 1. Каждая сдача — полная партия, и выигрывает более высокий счет. 2. Выигрывает сторона или игрок, первыми достигшие 11 очков, и их счет удваивается, если достигнут за две сдачи, или учетверяется, если достигнут за одну; счет проигравшего вычитается для определения величины выигрыша по разнице счетов. Если оба превышают 10, то выигрывает более высокий счет, но в случае ничьей платежа нет. 3. Партию составляют 21. В случае ничьей победителем является сторона с бóльшим количеством карт, или пик, если вопрос не разрешен.

варианты кассино

Вариантами Кассино являются: Драйгейм, Каллабра, Карусель, Кассино-дайамонд, Кассино-дро, Кассино-рояль,  Кассино-спейд, Кассино-спейд-рояль, Лейдизгейм, Папильон (= Бабочка), Пишти, Пра, Сбараццина, Скопа, Табланет, Тамлин, Ураган и Цвикерн. Они разыгрываются подобно Кассино, за исключением иначе оговоренного или понятного из контекста. 40-карточная колода, где упоминается, не содержит восьмерок, девяток и десяток.

Товары к этому блоку