Китай
Игра сольной семьи, представляющая из себя упрощенную форму Бостона. Впервые опубликована в 1831 г. неким И. Е. Б., а в 1853-м некто Н. Буттер напечатал несколько дополненные правила “новой коммерческой игры” (Игра Китай / Сочинение И. Е. Б.— М., 1831; Буттер Н. Новая коммерческая игра Китай, составленная Н. Буттером.— М., 1853). Не исключено, что И. Е. Б. и Буттер один и тот же синолог (а И. и Н.— опечатка). Ниже приводятся только характерные отличия от Бостона, состоящие гл. обр. в терминологии. (Астериском помечены дополнения, внесенные в 1853 г.) || В Китае: 1) название козырного короля, являющегося старшим козырем и онером; 2) название заявки на взятие всех девяти взяток.
карты 36, старшинством сверху вниз в простых мастях: ТКДВ109876. Но! Старшим козырем является козырной король (пекин), вторым по старшинству идет король другой масти того же цвета.
торговля Вистования нет, вместо этого игрок, находящийся напротив игрока, сделавшего заявку, автоматически становится партнером, если сам пасует. Если же игрок желает играть в одиночку против троих, то должен при объявлении заявки добавить слово “один”. Виды, старшинство (снизу вверх) и стоимость заявок приведены в таблице (стоимость сюров и преферансов при подсчете одинаковая), цифры указывают стоимость каждой взятки в соответствующей игре, кроме мизеров, для к-рых указана окончательная цена.
Заявки |
БК |
простые |
сюры |
Пекин (5 взяток) |
|
1 |
2 |
Птит-мизер-уверт * |
10 |
|
|
Нанкин (6 взяток) |
|
2 |
3 |
Гранд-мизер-уверт* |
20 |
|
|
Ган-чу-фу |
|
3 |
4 |
Кантон (8 взяток) * |
|
4 |
5 |
Китай (9 взяток) |
|
5 |
6 |
малый шлем (8) * |
премия 10 |
||
большой шлем (9) * |
премия 20 |
(Что касается терминологии, то у изобретателей птит-мизер-уверт называется “маленькой бедностью”, а гранд-мизер-уверт — “совершенной бедностью”.)
Игрок, желающий играть в простой масти, масть в торговле не объявляет; желающий играть в преферансах объявляет их масть; желающий играть в сюрах объявляет “в сюрах”. Мизеры играются в одиночку, в первом сносится одна карта. Первоначально шлем (9 взяток) стоил 10 очков.
онеры Козырной король, называемый пекином, стоит 2 очка; король другой масти того же цвета — 1 очко; три козырных онера (включая ТДВ) — 2 очка; два онера — 1 очко. Стоимость онеров причисляется к взяткам; при наличии онеров у противников разыгрывающих стоимость онеров вычитается из стоимости контракта. Четыре короля стоят 20 очков и приносят выигрыш столового ремиза без игры (ранее при четырех королях следовала пересдача).
ремизы Партия состоит из розыгрыша четырех ремизов — ставок, к-рые делают в пульку каждый из игроков при каждой сдаче. Величина ремиза равна 5 (6 *) фишкам. При подсаде, а значит, постановке лабета и оставлении ремиза неразыгранным, в следующей сдаче ремиз не ставится.
лабеты При подсаде разыгрывающие ставят лабет, размер к-рого зависит от числа недобранных взяток и наличия или отсутствия на столе других лабетов. Стоимость лабетов приведена в таблице.
|
без 1 |
без 2 |
без 3 |
без 4 |
без 5 |
I |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
II |
30 |
45 |
60 |
75 |
90 |
III |
40 |
60 |
80 |
100 |
120 |
IV |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
V |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 |
VI |
70 |
105 |
140 |
175 |
210 |
VII |
80 |
120 |
160 |
200 |
240 |
VIII |
90 |
135 |
180 |
225 |
270 |
IX |
100 |
150 |
200 |
250 |
300 |
X |
110 |
165 |
220 |
275 |
330 |
XI |
120 |
180 |
240 |
300 |
360 |
XII |
130 |
195 |
260 |
325 |
390 |
XIII |
140 |
210 |
280 |
350 |
420 |
XIV |
150 |
225 |
300 |
375 |
450 |
XV |
160 |
240 |
320 |
400 |
480 |
Примеры подсчета. 1. Был объявлен пекин, оказалось два андера и два онера, лабетов на столе нет. Стоимость лабета равна 50. 2. Три андера, пекин, на столе лабеты: 30 (1-й), 75 (2-й). Стоимость третьего лабета будет 90 (= без пяти).
Выигравший контракт забирает столовый ремиз, а также наименьший лабет.
Примечание. В современной практике игра с лабетами не практикуется, поскольку они неоправданно отягощают подсчет, в связи с чем гурманы, заинтересовавшиеся Китаем, могут не обечивать друг друга, а взимать с севшего штраф, соответствующий стоимости взятки в конкретной заявке, помноженной на количество андеров (+ онеры).
китай для троих При трех игроках играют колодой в 28 карт, в состав к-рой входят либо а) карты начиная с восьмерки; б) (*) в §, © и ª — карты начиная с семерки, а в ¨ — только ТКД. При игре колодой (б) каждый онер в бубнах стоит по 1 очку, кроме пекина (2), а все три фигуры равны пяти очкам.

Репринт сувенирной колоды для гостиницы "Лена" в Якутске. Отпечатаны на Комбинате цветной печати в Санкт-Петербурге.
Колода по мотивам жизни и быта якутского народа. На тузах изображены башни деревянной крепости, древнего Якутска.
На фигурных картах - специфические местные наименования.
Король - "тойон", вожак отдельного племени якутов, клана. Валет - "кулун", холоп или раб в этом клане. Дама - "хотун", хранительница домашнего очага.