Ламуш
! неправ. а-ла-мýш (фр. la mouche муха; от лат. musca муха). Старинная французская игра триумфовой семьи. Достоверно неизвестно, когда Ламуш изобретен. С одной стороны, игра с таким названием встречается в раблезианском перечне игр, в к-рые играл Гаргантюа во II четв. XVI в.(В русском переводе Н. Любимова (в изд. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.— М.:Худ. лит., 1973; “Правда”, 1981) игра la mouche названа “мухой”); с другой стороны, Ламуша нет в первых французских игрецких руководствах XVII в., где публиковались все популярные игры, как нет и упоминаний о нем в художественной литературе того времени. Известно, однако, что Лантюрлю, та же самая или очень похожая игра, была уже известна в Англии в XVII в.
По свидетельству М. И. Пыляева, “а-ла-муш” в России “вошел в моду” в царствование Екатерины II (1762–1796) и в него играли как старики и старушки, так и придворные дамы и гвардейские офицеры (Пыляев М. Старое житье.— СПб., 1892, с. 23, 32; [Он же], Старый Петербург., — СПб., 1887). В перечне употребляемых в России игр Г. Комова от 1778 г. Ламуш стоит на 24-м месте из 42 (между “Панфилом” и Империалом). В “Переписке Моды” Н. Страхова (М., 1791) “А л’ а муш” стоит на пятом месте в списке игр, “подавших просьбы о помещении их в службу степенных солидных людей”. На том же месте в том же списке “Ламуш” находится и спустя 66 лет (Смешная переписка моды с непостоянством…— М., 1857, с. 33–34). На русском языке правила Ламуша публиковались трижды: в 1809, 1830 и 1864 гг. (Новейший руской карточный игрок.— СПб., 1809, ч. II; Искуство играть в карты в коммерческия игры или Новый и полный карточный игрок.— М., 1830, ч. I; Счастливый игрок во все употребительныя картежныя игры.— М., 1864, ч. I). По сообщению автора книги 1809 г. (описание 1830 г. представляет его перепечатку, причем также с утверждением, что сочинений об этой игре ранее на русском языке не было!), Ламуш тогда имел “столько приверженцев, а особливо между людьми среднего состояния, что по всей справедливости можно назвать” его “употребительнейшею” тогда игрой. Это подтверждается и донесением жандармского генерала А. А. Волкова Бенкендорфу от 5.05.1827, сообщавшего об увлечении Пушкиным “Мухой” (“[Пушкин] принят во всех домах хорошо и, как кажется, не столько теперь занимается стихами, как карточной игрой, и променял Музу на Муху, которая теперь из всех игр в большой моде”. // Модзалевский Б. Л. Пушкин под тайным надзором.— Пг., 1922, с. 35). А к 1864 г. игра уже вышла из моды, как сообщает автор книги 1864 г., хотя “в некоторых кругах все еще сохранила свое владычество”. В это время название Ламуш стало уже редкостью — оно трансформировалось в Мушку, как, впрочем, и правила, подвергнувшиеся постепенно нек-рым корректировкам и нововведениям. Ниже следует описание формы Ламуша, игравшейся во Франции на рубеже XVIII–XIX вв. Затем приводится версия игры, в к-рую играли в России. Мушку же следует рассматривать как форму игры II пол. XIX — нач. ХХ вв. В Англии же название “Ламуш” не было известно вообще — еще в XVII в. там играли в Лу (сокращение от Лантюрлю) v Потом супруги Субочевы.. играли в карты, но тоже все в старинные игры: в кребс, в ламуш или даже в бостон сампрандер! Тургенев, Новь. [Бородавкин] ввел в употребление игру ламуш и прованское масло; замостил базарную площадь и засадил березками улицу. Салтыков-Щедрин, История одного города. Старики сели играть в ламуш и в квинтич. В. Карлгоф, Уральская старина.. Пример с иным написанием. На тротуарах столы поставят, за карты сядут. Кто постепенней да поскупее — в ломбер, в ламушь, в тентере, а кто помоложе да потароватее — в фараон, в квинтич и в рокамболь. Мельников-Печерский, Бабушкины россказни. || В Ламуше: розданная при сдаче выигрышная рука, состоящая из пяти карт одной масти.
Ö Слов. Акад., 1915; Фасмер: ламýш ““название карточной игры” (XVIII в.; см. Мельников 2, 269). Из франц. la mouche — то же”.
Ì ЛАМУШ. Описание игры.
игроки 2–6; самое лучшее — 4–5.
карты 32 или 28, если игроков 2–3; 36, если игроков 4–5; 52, если играют шестеро. Старшинство карт сверху вниз: КД ВТ1098765432.
фишки Перед началом игры каждый игрок запасается нек-рым количеством фишек.
сдача Сдается по пяти карт каждому игроку против часовой стрелки, причем количество раздаваемых зараз карт может быть любым на усмотрение сдатчика. Однако в течение всей партии необходимо сдавать так, как начал первый сдатчик. После раздачи карт игрокам верхняя карта колоды вскрывается в качестве козыря.
объявление игры и обмен Каждый по очереди, начиная с игрока справа от сдатчика, сообщает, желает он играть или бросить карты. Тот, кто вызывается играть, может поменять нек-рые или все свои карты на карты из прикупа. После обмена уже нельзя ни бросить, ни поменять карты назад — игрок обязан играть. Игрок, имеющий плохие карты и не желающий играть, и, соответственно, прикупать, откладывает свои карты в сторону. Картами прикупа оперирует сдатчик, сдающий каждому с верха колоды необходимое для обмена количество. Снесенные игроками карты не показываются. Желающий играть на своих картах без прикупки говорит: “Стою” или “оставляю”. Вскрышка принадлежит сдатчику, к-рый может заменить ее на любую из своих карт. Сдатчик не имеет права пасовать, если в игре остался только один противник. Когда первые три игрока спасовали, четвертый игрок и сдатчик обязаны играть. Игрок, к-рому не хватило карт в прикупе для обмена, играет на своих.
разыгрывание Первый выход принадлежит первому играющему справа от сдатчика. Он играет любой картой. Применяются необычные правила взятия взяток. Каждый игрок должен играть в масть карты выхода, причем более старшей картой, чем ранее сыгранная во взятку, если есть возможность. В случае ренонса необходимо бить козырем, однако если, в случае ренонса, нет возможности перебить уже поставленный кем-то козырь, то можно сносить любую масть. Взявший взятку выходит на следующую.
ламуш Если до прикупки на руках у игрока все карты одной масти, что называется ламушем, то он выигрывает кон без разыгрывания. В случае, если ламуши присутствуют у двоих и более игроков, то выигрывает козырной. Из двух козырных ламушей выигрывает ламуш с более старшей картой сверху (если точнее — с наибольшим числом очков; для этого фигуры и туз считаются по 10 очков, а остальные карты — согласно своего номинала). После прикупки ламуш теряет силу.
лабет Так называется штраф (если точнее — ламуш) за любое нарушение правил игры или сдачи, а также за невзятие ни одной взятки при розыгрыше. Игрок, нарушивший правила или невзявший ни одной взятки, ставит лабет (“делает ламуш”) в размере совокупного размера ставок на столе. Поставленные лабеты разыгрываются в следующем туре. К каждому лабету сдатчик прикладывает от себя дополнительную фишку.
расчет По окончании взяточного розыгрыша игроки забирают выигрыш в размере числа взятых взяток, при этом каждая взятка оценивается в одну фишку. Не взявший ни одной взятки ставит лабет в размере совокупного размера ставок.
партия Партию составляет оговоренное заранее число сдач (туров).
вариант Нижеследующий вариант был принят когда-то в России. Здесь лабеты налагались буквально за все, даже за глупые ходы.
воля и неволя Первый тур автоматически объявляется “сдачей неволи” (иначе говоря, обязаловкой). Здесь никто не имеет право пасовать, т. е. отказываться от розыгрыша. Если в первом туре появляется на кону лабет, то вторая сдача опять разыгрывается неволей. Третья и последующие сдачи, в к-рых появляются новые лабеты, считаются “сдачами воли”. Если сдача вольная, сдатчик спрашивает каждого по очереди, будет ли тот играть, на что получает ответы “играю” или “пас”. После сдач воли первая неволя играется тогда, когда на столе нет лабетов. Причем лабеты, поставленные во время неволи, разыгрываются все вместе, а поставленные во время воли — каждый отдельно.
форс и форсиха Все короли называются форсами, а дамы — форсихами. С козырной форсихой или тремя форсами пасовать нельзя; запрещается сносить форсов. (Сомнительное правило, поскольку сносимые карты не показываются!)
разыгрывание В первых двух ходах следует обязательно ходить по козырю, если есть возможность. Владелец козырного форса должен играть им в первой взятке, за исключением случая, когда обладатель форса является сдатчиком (т. е. играет в первой взятке последним),— тут разрешается взять взятку более мелким козырем. При наличии у первой руки перед первым выходом козырной секвенции, возглавляемой форсом, игрок может выходить с любой карты из этого ряда (а не только форсом). Если у первой руки не окажется козырей для первого выхода, то она играет картой любой масти, но кладет ее крапом вверх (!). При этом, тем не менее, все противники обязаны играть козырями. В случае ренонса в козырях игрок в ходе по козырю сносит карту любой масти лицом вниз (!).

Репринт колоды, выпущенной Комбинатом цветной печати в 1996 году. Один из первых образцов нетрадиционного дизайна в отечественной карточной графике.
В аннотации к колоде говорится: Человеку свойственно с древних времён моделировать в игре различные человеческие отношения. И подобно шахматам, карты — образ иерархии человеческого общества: от символа государства и власти денег, королей и дворянства до войск и народа.
Персонажи данных карт выведены через абстрактные понятия и не имеют привязки к какой-либо эпохе или стране. Стиль художественного изображения построен на элементах модерна, приёмы дизайна выражены лаконичностью формы и цветовым решением. Колористика карт основывается на трех базовых цветах и классической графической паре — чёрном и белом. Карты — "театр на плоскости".
Для создания образов использованы первичные элементы театра : движение, жест, поза, пластика (комедия масок, пантомима). Карты — "отношения" между персонажами. Эротические мотивы являются основополагающими в решении характеров. Отдельной фигурой стоит "Джокер". Это шут и философ, которому позволено смеяться над королем и государством, над всей карточной суетой, над всей жизнью, так похожей на игру.