ЛОМБЕРНЫЙ ЛАБЕТ

Ломберный лабет

(фр. la bête hombrée). Ôранцузская игра семьи сольных игр, представляющая из себя видоизменение Ломбера. В кон. ХIХ в. в эту игру играли во Франш-Конте, в Бургундии и нек-рых восточных провинциях Франции. В это время эмигранты, переехавшие во внутреннюю часть страны: нивернейцы, шаролезцы, а также жители Морвана и др. мест,— собирались иногда, “особенно по воскресеньям, в доме № 3 на площади Сен-Мишель, чтобы сыграть партию с кодилью” (Boussac J. Encyclopédie des Jeux de Cartes.— Paris, [1896], p. 131). В России игра не встречалась. Правила частично отличались в различных местностях. В Ломберный Лабет играли втроем или вчетвером, однако лучше всего он подходит для трех игроков. Ниже приводится форма игры втроем, к-рая практиковалась в Бургундии в кон. ХIХ в. С Лабетом Ломберный Лабет сходства не имеет. (Заявки “турне” и “даманд” следовало бы поменять местами в старшинстве, если критически рассматривать правила.)

игроки 3.

карты 25: из полной колоды удаляются все фоски, вплоть до восьмерок, за исключением ©8, называемой бекон и являющейся постоянным козырем. Старшинство карт сверху вниз: КДВТ109©8.

фишки Перед началом игры каждому необходимо иметь определенное количество фишек, обычно 20.

ставка Каждый сдатчик перед игрой ставит в пульку по одной фишке.

сдача Каждому игроку сдается против часовой стрелки по пяти карт пачками 2–3. Оставшиеся карты образуют прикуп, к-рый кладется справа от сдатчика.

белла Так называется масть, к-рая имеет преимущество над прочими в торговле. Обычно это червы. Заявка в белле перебивает заявку в простой масти.

торговля Каждый по очереди, начиная с игрока справа от сдатчика, может объявить более старшую игру, т. е. обязаться набрать три или более взятки, или спасовать. Если пасуют все трое, то карты бросаются и происходит новая сдача. Торгуясь, игрок называет только заявку, не указывая масть, за исключением беллы, если он хочет играть в ней. Всего имеется 14 заявок, к-рые имеют следующее старшинство (снизу вверх).

1. Вирола (турне). Обязательство набрать три взятки после вскрытия верхней карты прикупа и принятия ее масти в качестве козыря, и затем обмена любого количества карт, но не менее одной.

2. Вирола (турне) в белле. То же, что вирола, только беллой становится вскрытая масть.

3. Вирола (турне) на четыре. Обязательство набрать четыре взятки после вскрытия верхней карты прикупа и принятия ее масти в качестве козыря, и затем обмена любого количества карт, но не менее одной.

4. Вирола (турне) в белле на четыре. То же, что вирола на четыре, только козырем является масть беллы.

5. Даманд. Обязательство набрать три взятки после назначения козырей, сноса ненужных карт из руки (но не менее одной) и добора тождественного количества из прикупа с целью улучшения руки. После обмена разыгрывающего право поменять карты получают и противники, начиная с первой руки.

6. Даманд в белле. То же, что даманд, только козырем является масть беллы.

7. Даманд на четыре. Обязательство набрать четыре взятки после назначения козырей, сноса ненужных карт из руки и добора тождественного количества из прикупа с целью улучшения руки. После обмена разыгрывающего право поменять карты получают и противники, начиная с первой руки.

8. Даманд в белле на четыре. То же, что даманд, только козырем является масть беллы.

9. Санпрандр. То же, что даманд, только играется без обмена карт для разыгрывающего. Противники имеют право на обмен.

10. Санпрандр в белле. То же, что санпрандр, только козырем является масть беллы.

11. Санпрандр на четыре. Обязательство набрать четыре взятки после назначения козырей, без обмена. Противники имеет право на обмен.

12. Санпрандр на четыре в белле. То же, что санпрандр на четыре, только козырями является масть беллы.

13. Воля. Обязательство взять все пять взяток после объявления козырей, без обмена. Противники имеет право на обмен.

14. Воля в белле. То же, что воля, только козырем является масть беллы.

обмен Разыгрывающий даманд сначала сносит не нужные себе карты, а затем прикупает аналогичное число с верха колоды, объявляя меняемое количество. После того как он закончил обмен, право обмена получает первый противник, а затем и второй, если ему хватит карт. В любом случае разыгрывающий обязан обменять по крайней мере одну карту, прочие же игроки могут не менять вовсе. В санпрандре или воле, где разыгрывающий менять карты не может, противники по-прежнему имеют право на обмен. Сносящий козырь или бекон должен отложить его отдельно.

матадоры Три фигуры (КДВ) одной масти в руке разыгрывающего до обмена карт считаются матадорами и оплачиваются при предъявлении их одной фишкой с каждого противника в простой масти, и по две — в белле. После совершения обмена матадоров не существует.

разыгрывание Первый ход всегда делает игрок справа от сдатчика. Применяются необычные правила взятия взяток: каждый должен играть в масть карты выхода, причем более старшей картой, чем карта предыдущего игрока, если есть возможность. В случае ренонса необходимо бить козырем.

исход Если разыгрывающий набирает объявленное им количество взяток, то выигрывает содержимое пульки плюс определенное количество фишек с каждого оппонента, как указано выше. Проигравший виролу или даманд в белле ставит штраф, называемый лабетом, в двухкратном размере того, что находится в пульке (утраивает пульку); севший в санпрандре или воле только удваивает пульку. В любом случае проигравший в простой масти дает еще по фишке каждому противнику, а проигравший в белле — по две. Если же один из противников набирает три взятки, то разыгрывающий проигрывает, а этот противник выигрывает, кодиль. В этом случае выигравший противник забирает содержимое пульки., а севший ставит лабет в тройном размере.

лабеты Они налагаются не только за подсад, но и за любое нарушение правил. Величина каждого лабета зависит от количества фишек в пульке и (плюс) размера предыдущего лабета, если таковой имел место. В одной сдаче разыгрывается только один лабет — наиболее крупный.

засдача Если сдатчик засдался, то ставит в пульку одну фишку и пересдает.

вариант Существовал также иной, сомнительный подсчет при подсаде, согласно к-рому севший игрок ставил лабет в размере всех имеющихся у него фишек.

Товары к этому блоку