Медиатор
стар. медиатёр (фр. médiateur посредничающий, от ит. mediatore посредник, от лат. mediātor). 1. Итальянская игра XVIII в., входящая в семью сольных игр, пришедшая в Россию из Франции, по существу не отличающаяся от Кадрили. Широкого распространения не имела. На русском языке была опубликована один раз — в 1791 г. Правила игры ничем не отличаются от Кадрили, за исключением непринципиальных нюансов в расплате. В настоящее время в зарубежной карточной литературе под этим названием фигурирует совершенно другая итальянская игра. (Ниже приведены только характерные отличия от Кадрили.) 2. (ит. mediatore посредник). Современная итальянская игра, представляющая из себя Калабрезеллу для четырех игроков, играющих каждый за себя. (Ниже приведены только характерные отличия от Калабрезеллы.) 3. (фр. экв. le roy rendu). В Кадрили, Медиаторе и Три-три: сольная игра, где игрок объявляет козырей и называет короля (кроме козырного), к-рый должен быть отдан разыгрывающему в обмен на не нужную тому карту. Смысл названия пояснил Н. Осипов в 1791 г. (“Чрез самое слово Медиатер, то есть: посредник, означается ничто иное, как такой предмет, которой соединяет между собою несогласныя вещи. Сие то самое и потребно тому, которой видит на руках своих верныя пять взяток. Не может он играть Санпрандера, по тому что не имеет шести взяток; для позволения же у него игра хороша с лишком; и так самое лучшее средство согласить излишек с недостатком состоит в Медиаторе; почему и назван он таким именем не без причины”. // Новой и совершенной расчотистой картежной игрок.— СПб., 1791, ч. I, с. 101). ¯ Син.— отданный король. v [Советник (смеется с нежности):] Ха-ха-ха-ха! Я сам игрывал, бывало, и, помнится мне, при всякой карте разные забавы. [Добролюбов:] Медиатор. Фонвизин, Бригадир. || Кадриль с наличием такой заявки, а также старшей мастью — преферансами.
Ö Яновский, 1804 (“Название карточной игры, в которую играют четверо двумя колодами карт, из коих выкидываются десятки, девятки и осмерки. В сей игре раздача карт принадлежит двум игрокам, т. е. тому, кто сдает и тому, кто сидит против него”. // Новый словотолкователь, т. III, с. 731): медиатор; DEIS: mediator [ломбер].
Ì МЕДИАТОР (1). Описание игры.
ложные матадоры Ими считаются последовательные козыри на руках начиная с манильи (в случае отсутствия шпадильи).
ставочный инвентарь Для игры необходимо иметь жетоны и фишки, причем одна фишка по стоимости равна десяти жетонам.
пулан Перед игрой сдатчик ставит в пульку шесть фишек, что называется пуланом. Две фишки из пулана всегда забирает обладатель шпадильи, и по одной — обладатели манильи и басты. Оставшиеся две фишки разыгрываются в игре.
ставки Каждый игрок, включая сдатчика, ставит в пульку по две фишки. Вместе с двумя фишками пулана (не относящихся к матадорным) это составит 28 жетонов (20 + 8). Эти ставки выигрывает взявший шесть или более взяток. В противном случае пулька переходит на следующую сдачу, увеличиваясь новыми вкладами.
таблица: расчет в медиаторе (в жетонах). В преферансах все считается вдвойне.
Ставка в пульку |
2 |
Пулан |
60 (40 для матадоров и 20 для победителя) |
Позволение |
4 (с каждого противника) |
Медиатор |
14 |
Санпрандр |
24 |
Объявление тотуса в медиаторе |
64 |
Объявление тотуса в санпрандре |
104 |
Тотус в позволении |
20 |
Тотус в медиаторе |
30 |
Тотус в санпрандре |
40 |
каждый матадор в руке |
10 |
король в медиаторе |
10 (обладателю короля) |
лабеты Стоимость лабетов прямо пропорциональна размеру пульки и стоимости предыдущего лабета.
Стоимость первого лабета всегда 28 (20 — от пулана и 8 — ставки игроков). Если при лабете случится ремиз (обе стороны возьмут по пяти взяток), то второй лабет уже будет 84 (ремиз 28 + игра 28 + первый лабет 28). Третий и все последующие лабеты будут увеличиваться, однако, только на 28: 112, 140, 168 и т. д.
В Медиаторе лабеты разыгрываются в порядке их появления. Первый взявший шесть взяток выигрывает первый лабет и забирает всю пульку (помимо платы с игроков). После того как выигран первый лабет, размер последующего будет включать сумму самого большого лабета из стоящих на столе, а также цифру 28 — за игру (напр., если на столе было четыре лабета, т. е. четвертый равнялся 140, то пятый (или первый после выигрыша первого лабета) будет равен 168.
Лабеты, налагаемые при проигрыше кодили, имеют меньший размер, поскольку в них не входит число 28 за ремиз (противники и так выигрывают пульку). Второй лабет от кодили будет 56 (28 (игра) + 28 (первый лабет)) Все последующие лабеты возрастают числом 28.
В тур-дублях, где все удваивается, ключевым числом становится 56.
тур Каждые четыре сдачи составляют тур. (В старину сыгранный тур отмечали загибанием угла карты.)
партия Она обычно состоит из десяти туров; в последнем туре, называемым тур-дублем, все считается вдвойне. Если играется 12 туров, то шестой и 12-й являются тур-дублями.
Ì МЕДИАТОР (2). Описание игры.
Сдается по девяти карт каждому и прикуп из четырех. Тот, кто объявляет взятие большинства из 11 возможных очков, берет прикуп и отбрасывает вместо него четыре карты. 11 очков считаются за следующие особенности: 1 за каждого захваченного во взятке туза, 1 за взятие последней взятки и по 1 за каждый полный комплект из трех онеров, захваченных во взятке; онерами являются 3, 2, К, Д, В. (Составляя в колоде 20 онеров, наивысший возможный счет за онеры — 6, считающийся независимо оттого, захвачено ли 18, 19 или 20 из них. Эта счетная система, к-рая также применяется в другой игре семьи итальянских игр — Тресете, должна, собственно, использоваться в Калабрезелле — версия, описанная в книге, на самом деле является той, что культивируется в Великобритании.) Объявляющий может играть соло или требовать партнера путем вызова владельца конкретного туза, не находящегося у него самого.