Минкьяте
! неправ. минхиáте [тэ] (ит. minchiate), ср. нескл. Старинная итальянская игра для трех или четырех игроков, относящаяся к тароковой семье, игравшаяся специальной минкьятной колодой из 97 карт. Упоминается впервые вместе с Тарокко у итальянского исследователя Франческо Берни в его книге “Capitolo del Gioco della Primiera”, опубликованной в Риме в 1526 г. Ричард Гоф, называя игру “la Menchiate”, говорит, что она была изобретена в Сиене неким Микеле Анджело для обучения детей арифметике и что она не стала еще по-настоящему модной во времена папы Иннокента Х (1574–1655), чей портрет в качестве папы на этих картах (Gough Richard. Observations on Cards // Archæologia, (» 1800), vol. 7, p. 171. См тж.: Landi Vinconzio. Regole Generali del Giuoco delle Minchiate con Diversi Instruzione breve, e facile per bene imparari a giuocarlo.— Firenzi: Vanni & Tofani, 1781.— 70 p.; Regeln des Minchiatta-Spiels.— Dresden: Walther, 1798.— 64 p.; Smith J. Minchiate // Archeologia.— London, 1806, vol. 15, p. 140). Нек-рые исследователи, однако, приписывают игру Флоренции и Неаполю. Писатели того времени очень хвалят эту игру, считая ее разнообразной, занимательной и требующей большой сметливости и расчетливости. В XVIII в. игра была в ходу во Флоренции, Риме и Тоскани, но ныне забыта, и правила ее не встречаются в современной литературе. В России Минкьяте известно не было и встречается только в исторических разысканиях в написании “минхиате”.
По словам Ф. Берни, “sminchiate” означает “дурачество” и “праздность”, а сам процесс игры он называет “любованием солнцем, луной и двенадцатью (знаками), что подходит детям”.
Единого варианта минкьятной колоды не существовало, все имели какие-л. отличия друг от друга. Так, известна итальянская колода для Минкьяте, выпущенная Гаэтано в Болони в 1763 г. В ней папа, папесса и императрица исключены, а вместо императора помещены две коронованных главы — вероятно, король и герцог. Нек-рые из изображений на картах неопределенны. Иногда минкьятная колода состояла из 78 тароковых карт, к-рые, однако, не носили аллегорических названий, а также 19 дополнительных, к-рые составляли 12 знаков зодиака и 7 других фигур, изображающих надежду, благоразумие, веру, любовь, огонь, воду и землю. По данным Самьюэла Сингера, в Мюнхене число карт в минкьятной колоде было увеличено до 103 путем включения двойного количества тароков из тароковой колоды (22 × 2), а также двух тузов, королей и каваллов (рыцарей) черв (Singer Samuel Weller. Researches into the History of Playing Cards, with illustrations of the Origin of Printing and Engraving on Wood.— London: R. Triphook, 1816, p. 30). Известно также, что минкьятной колодой играли также еще в две игры — Аши-токки и Пальо.
(На иллюстрации — карта из флорентийской минкьятной колоды размером 59 × 100 мм). Из коллекции А. Сухорукова.)
Ниже приводится краткая суть игры, очень похожей на Швейцарский Тарок.
карты Минкьятная колода состоит из 97 карт, 56 из к-рых обычные мастевые (см. описание Тарока) и 41 — не имеющие мастей. Число козырей, или тароков (здесь — джерминов) увеличено по сравнению с таро до 41 (с учетом Шута, или скиза); на них изображены фигуры исторического характера, представители мужского и женского пола; звери, реальные и вымышленные; эмблемы четырех стихий (земля, воздух, огонь, вода); 12 знаков зодиака; Молодость, Старость, Фортуна, Правосудие, Смерть, Дьявол и какие-то нелепые изображения, не поддающиеся объяснению их смысла.
Как и в Тароккино, некозырные карты, кроме королей, назывались картаччами или картильями, а козыри — джерминами (или тароками, триумфами). 35 карт из джерминов пронумерованы, а последние 5, называемые ариями, чисел не имеют и включают соответственно Звезду (Stella), Луну (Luna), Солнце (Sole), Мир (Mondo) (изображение крылатой коронованной женщины на круге, олицетворяющей вечность), а также Трубу (Trombe) — аналог Страшного суда в таро (№ ХХ). Каждая из этих карт приносит ее владельцу по десяти очков, независимо от счета за вердзиколу (см. ниже), в к-рой она может присутствовать. Шут (Matto) также не имеет номера. Джермины от I до V имеют в составе своего названия элемент “папа”: папа-туз, папа-двойка и т. д. и являются соответственно Магом, Императрицей, Императором, Папой и “возлюбленным, ухаживающим за своей госпожой”; эти пять карт называются к тому же нобилями, т. к. каждая из них приносит определенное число очков ее владельцу: первая — 5, а остальные четыре — по 3. Козыри под № X, XIII, ХХ, XXVIII, XXX–XXXV считаются по пяти очков каждый. Джермин под № XXIX приносит 5 очков только в том случае, если является либо первой, либо средней картой в вердзиколе (см. ниже). Джермины № VI–XII также называются папами, но ни они (за исключением № Х), ни любые другие нумерованные карты очковой ценности не имеют и поэтому называются игнобилями.
вердзикола Это секвенция из трех или более карт, стоимость к-рой зависит от достоинства каждой ее карты в отдельности, а в целом — всех карт в комбинации. Секвенции 1–2–3, 2–3–4, 1–2–3–4, 2–3–4–5… называются вердзикола-ди-папа; секвенция 28–29–30 — вердзикола-ди-трента; 31–32–33 (96 очков) — вердзикола-ди-сопратренти; 33–34–35 (102 очка) — вердзикола-ди-росси (от красного цвета карт); вердзикола-ди-ари состоит из одной, двух или трех арий в составе 20, 25 и 30; нерегулярная вердзикола — это три или четыре короля, туз, Шут и Труба; 10–20–30; 20–30–40 (Трубе условно приписывается № 40); 1–13–28. Короли, находящиеся в вердзиколе в составе нобилей, приносят по пяти очков каждый.
шут (скиз) Последняя карта, не имеющая номера, представлена Шутом и является одной из самых важных карт в игре, считаясь за 5 очков. Эта карта имеет особые привилегии, идентичные с теми, что имеет скиз в Швейцарском Тароке: при розыгрыше скиз ничего не кроет, и им нельзя делать выход, но им можно играть в любую взятку, осуществляя скизование, т. е. предъявление скиза в какой-л. взятке и последующие выдача какого-л. латона (картаччи) из взятых владельцем скиза взяток игроку, берущему данную взятку, а также отложение скиза к сделанным взяткам. Скизование спасает какую-л. ценную карту, к-рую необходимо было бы поставить в данном ходе при отсутствии скиза.
старшинство картаччей Старшинство некозырных карт в черных мастях следующее (снизу вверх): Т23456789 10ВКвДК; в красных мастях старшинство обратное, и валеты в них называются фантинами.
сдача Если играют четверо (что обычно и практиковалось), то сдается по 21 карте каждому; если играют трое, то сдается по 25 карт.
Что касается механизма розыгрыша, то известно только, что игрок мог объявить сольную игру, играя в этом случае против двух или трех противников, примерно как в Тароке, либо играли пара на пару (но не как в Вист).

Репринт игральных карт "Jugendstil Spielkarten" (Art Nouveau) Арт-Нуво. Эти особые игральные карты в стиле модерн («ар-нуво») были разработаны Otto Tragy и впервые опубликованы компанией Altenburger Spielkartenfabrik Schneider & Co. в 1898 году.
Карты были хорошо приняты, поэтому они были выпущены как «Whist no.260» и «Patience No.265». Otto Tragy (1866-1928), сын юриста, учился в Академии художеств в Мюнхене с 1886 года, а затем учился в Париже. В 1897 году он поселился недалеко от Мюнхена и стал членом Союза художников Мюнхена. Он регулярно выставлялся в Мюнхенском Хрустальном дворце.
Otto Tragy в основном делал портреты, жанровые и натюрморты, а также экслибрисы, плакаты и эскизы в декоративных целях.

Продается репринт игральных карт «Romance Español», разработанные Carlos Sáenz de Tejada и опубликованные Heraclio Fournier (Испания) в различных изданиях с 1951 года.
Карты новые, не игранные, с глянцевым покрытием, не вскрытые, коробка запечатана в пленку. 52 карты + 2 джокера. Размер 63х89 мм.