Понтон
1. (англ. pontoon (от фр. ponton наплавной мост) — юмористическое (?), искаж. произношение фр. vingt-et-un двадцать одно (игра), двадцать один). Английская игра банковой семьи, похожая на американский Блекджек; предшественниками Понтона являются Вент-эн и Двадцать одно. Понтон является самой известной и любимой игрой в Великобритании из старинной семьи игр, целью в к-рых является набирание карт, совокупная стоимость к-рых наиболее плотно приближается к заданной цифре,— в данном случае 21. Несмотря на то, что это, вероятно, самая популярная игра в англо-американских вооруженных силах обеих мировых войн, и ныне очень распространенная в зарубежных казино в ее американской форме, она остается по существу домашней и пабовой игрой, ведущейся по маленькой. Это одна из нескольких банковых игр, воздающая должное мастерству, и, следовательно, одна из тех, в к-рые можно играть как для развлечения, так и на деньги. В России Понтон неизвестен. || Комбинация карт, состоящая из туза и фигуры или десятки, составляющая 21 очко и приносящая двойной выигрыш, в этой игре.
Ö БАРС: pontoon “карт. разг. двадцать одно”; НБАРС: pontoon "карт. разг. двадцать одно, “очко”".
Ì ПОНТОН. Описание игры.
У нас была приятная игра в карты, хотя я проиграл четыре шиллинга, а Карри проиграл один, и Гоуинг сказал, что он проиграл около шестипенсовика: как он мог проиграть, принимая во внимание, что Карри и я были единственными другими игроками, остается загадкой.
Дж. и У. Гроссмит, The Diary of a Nobody, 1892.
Не существует приемлемого “книжного стандарта”. Разные школы имеют разные правила, а вот — как должно быть.
игроки 3–10, лучше всего — 4–6.
карты Используется стандартная 52-карточная колода. Масти не учитываются; принимается во внимание только очковая стоимость карт. От двойки до десятки считаются от 2 до 10 соответственно, фигурные карты стоят по 10 каждая, а туз считается либо 1, либо 11 — по усмотрению его владельца. Удобно называть карты, считающиеся по 10 очков, десятоидами.
приготовления Понтон — это банковая игра, требующая фишек, жетонов, монет или других удобных предметов. Сдает банкомет, а понтеры играют против него. Договариваются заранее, как меняется банкометство: например, каждый игрок сдает/банкует по очереди, двигающейся влево, или банк переходит к понтеру, к-рый срывает банк понтоном, или оно может быть куплено за взаимоприемлемую сумму. Уславливаются о конце игры в конкретное время.
сдача Банкомет тасует карты перед своей первой сдачей, но не после, поэтому колода остается нетасованной до тех пор, пока следующий не вступит в права банкомета. Сдается по карте каждому, взакрытую, сдатчику последнему. Все, кроме банкомета, могут смотреть свою карту. Затем каждый получает вторую карту, после чего можно прикупать еще.
цель Цель — закончить с более лучшей рукой, чем у банкомета. Рука, очки к-рой превышают 21, дает перебор, т. е. проигрывает. Рука, насчитывающая от 16 до 21, выигрывает у банкомета, только если последний имеет меньшее число очков или перебор. Существуют также три специальных расклада.
Понтон — это 21 на двух картах, т. е. туз и десятоида. Выигрывает у банкомета вдвойне, за исключением, когда последний также имеет понтон.
Понтон-рояль — это три семерки (= 21). Банкомет не может перебить его даже понтоном. Более того, только понтер засчитывает понтон-рояль: три семерки для банкомета считаются, как обычное 21, и перебиваются понтерским понтоном. Выигрывает утроенный размер ставки.
Пятикарточный трик — рука из пяти карт без перебора. Она перебивает любую, к-рую имеет банкомет, за исключением другого пятикарточного трика, и выигрывает удвоенный размер ставки.
вторая карта Каждый понтер смотрит свою первую карту и ставит на нее сумму, к-рая находится в пределах ранее оговоренного лимита, дающую ему право получить вторую карту. Банкомет сдает каждому вторую карту, последняя идет самому, после чего он смотрит обе свои карты. Если он имеет понтон, то показывает его и выигрывает, собирая вдвойне от ставки каждого. В противном случае он говорит “играю”. Если теперь понтер имеет понтон, он показывает этот факт, вскрывая туза, и не получает более карт.
разделение пар Если понтер имеет две карты одинакового достоинства (две различные десятоиды не имеются в виду), то может разделить их и играть на две руки, если хочет. Игрок обозначает это, отделяя карты на столе и ставя на вторую карту то же количество, какое поставил на первую. Банкомет после этого сдает еще одну карту взакрытую каждой руке. Опять, если в какой-либо руке есть понтон, понтер переворачивает туза и, если есть пара, ему предоставляется возможность разделить снова, и т. д. Банкомет не может разделять свои собственные карты.
дополнительные карты Банкомет теперь обращается к каждому понтеру по очереди, не переходя к следующему до тех пор, пока не завершит переговоры с первым. Если понтер удовлетворен своими картами и не требует больше, то говорит “хватит”; если нет, то может прикупать карты до тех пор, пока либо не остановится, либо не переберет. Для того чтобы остановиться в любое время, его карты должны содержать по крайней мере 16.
покупка Эта процедура часто применяется. В свою очередь игрок может купить карту: вместо получения следующей карты в открытую он увеличивает свою первоначальную ставку и получает затем карту взакрытую. Покупку можно повторять на последующих картах, если игрок желает; или же он может твистировать (говоря твист), т. е. прикупать дальнейшие карты в открытую обычным образом. Но как только понтер ствистировал, ему не разрешается больше покупать. Если он говорит “покупаю”, то получает карту лицом вниз, платя не менее той суммы, что заплатил за предыдущую карту, и не более чем поставленная им сумма до этого (либо количество добавочной ставки должно быть по меньшей мере минимальное, но не выше первоначальной ставки). Если он говорит “твист”, то не платит ничего, но получает карту в открытую. Если он перебирает, то должен объявить этот факт. Если он добивается пятикарточного трика, то пятая карта сдается в открытую, даже если он покупает ее. Если он получает понтон-рояль, то должен открыть свои карты тотчас же.
игра банкомета Банкомет еще не может собирать ставки кого-л., кто перебрал, но должен играть первым. Он переворачивает свои карты лицом вверх и сдает дальнейшие карты в открытую, до тех пор пока он не удовлетворится набранной суммой. Если он перебирает, то собирает ставки понтеров, к-рые перебрали, и платит остальным количество, к-рое те поставили (вдвойне за понтон или пятикарточный трик, втройне — за понтон-рояль). Если он достигает ровно 21 на трех или четырех картах, то платит, только тем, у к-рых понтоны или пятикарточные трики. Если он получает пятикарточный трик, то бьет понтерский пятикарточный трик, но не понтон, и получает вдвойне размер ставок. С числом очков ниже 21 он платит тем, у к-рых более высокий счет или более лучшая рука, и собирает с тех, у кого равные, более низкие или переборные руки. Карты после этого собираются и возвращаются под низ колоды.
казиношные правила Общие разновидности этих правил следующие: а) банкомет может смотреть свою первую карту и, если она устраивает его, приказать каждому удвоить свою ставку (понтер, отвергающий удвоение, выбывает из сдачи и проигрывает свою первоначальную ставку); б) банкометский пятикарточный трик перебивает все; в) понтон должен состоять из туза и фигуры, туз/десятка являются простым 21. Эти и подобные вариации, как правило, помогают банкомету.
нарушения Если игрок получает свою первую карту в открытую, то может либо ставить, получая следующую карту взакрытую, либо выбыть из этой сдачи.
(Прочие виды нарушений см. в ст. “Блекджек”.)
советы по розыгрышу
Банкомет имеет преимущества, извлекая бóльшую часть выгоды от того обстоятельства, что он всегда выигрывает на равных картах, даже когда перебирает. Как банкомету вам лучше всего останавливаться при первой возможности, хотя чем меньше понтеров играет против вас (т. е. чем больше тех, кто перебрал), тем выше вы можете позволить себе нацеливаться.
Понтеру обычно лучше всего останавливаться на 17 или более, 16 является предельным. Наихудшим итогом является от 12 до 15 без туза, т. к. примерно одна карта из трех сделает вам перебор — не забывайте, что шестнадцать карт в колоде стоят по 10 очков. В этой ситуации лучше всего твистировать.
Очевидно, что лучше всего ставить высоко на изначального туза и почти также на десятоиду. Семерка или более высокая фоска — не плохая начальная карта, но более мелкие достоинства не обещают ничего хорошего. Несомненно, не стоит рассчитывать на пятикарточный трик до тех пор, пока вы не имеете трех карт и еще не получили право остановиться.
Разделяйте пару тузов, четверок, шестерок, семерок и восьмерок, но оставляйте пару десяток. Девятки — это спорный вопрос, а пара пятерок дают сумму 10, к-рая является хорошим счетом для прикупки. Два и три — суммы, не дающие никакой перспективы на прикупку. поскольку получение десятоиды введет вас в интервал 12–15, поэтому вы можете вполне удерживать пару двоек или троек, помышляя о пятикарточном трике.
Не входите в заблуждение или не проявляйте отвращения от слухов о выигрышной стратегии в Понтоне. Кажущаяся выигрышной стратегия была опубликована в Англии в сер. 70-х гг. по игре Блекджек, к-рая игралась в американских казино, однако она зависит от достаточно длительного использования нетасованной колоды, сложных вычислений, значительного капитала и беспримерной степени алчности.