ЦЕТЕМА

Цетема

[цэтэ] (нем. (?) Zetema <?). Игра, к-рая была введена в Англии предположительно ок. 1870 г. в качестве конкурента тогдашнему повальному увлечению — Безику, к-рый в сущности похож, с добавлением примеси Покера и пасьянса, чтобы угодить всем вкусам. Она продавалась на рынке фирмой “J. Hunt & Sons” в коробке, заключающей в себе специальную колоду, буклет с правилами и разметкой для ведения счета. Правила, представленные ниже, по крайней мере что касается подсчета очков, были усовершенствованы Сидом Саксоном в его книге “A Gamut of Games” (“Гамма игр”). Это приятная и дружеская игра, несущая разнообразие от игры на взятки. Особенно хороша она для трех игроков, тогда как четверо или шестеро могут играть как парами, так и индивидуально,— на их усмотрение.

игроки 2–6.

карты 65, состоящие из стандартной 52-карточной колоды с добавлением одной полной масти из другой колоды, к-рая должна быть абсолютно одинаковой с первой по крапу и цвету.

сдача После тщательной тасовки сдается по шести карт каждому. Остаток откладывается взакрытую, образуя талон.

цель По одной карте зараз сносится из руки и прикупается, как в Рамми. Цель — набирать очки на комбинациях карт, полученных в руке. Сносы располагаются группами одинакового достоинства, называемыми триками; второй целью является выигрыш трика всякий раз, когда возможно, играя пятой картой в него.

разыгрывание Каждый игрок по очереди играет на стол картой картинкой вверх и вытягивает замену из прикупа. Карты, сыгранные на стол, выстраиваются отдельными группами одинакового достоинства. Когда игрок добавляет пятую и последнюю карту в такую группу, он забирает ее и сносит взакрытую в общую относную пачку, засчитывая ее стоимость следующим образом:

короли и дамы

50

валеты

20

тузы или пятерки

15

прочие достоинства

  5

В свою очередь хода и до сноса из руки игрок может объявить и засчитать наличие любой из нижеследующих комбинаций, и после чего должен снести от этой комбинации. Комбинации и счета следующие.

Секвенция. Шесть карт в числовой последовательности, не все одной масти. Туз считается старшим или младшим, поэтому старшинство карт такое: Т2345678910ВДКТ. Считается за 20.

Флеш. Шесть карт одной масти, кроме удвоенной, т. к. это слишком просто получить. 30 очков.

Флешевая секвенция. Шесть карт одной масти в правильной последовательности. Действительна в удвоенной масти. 50 очков.

Ассамблея. Пять карт одинакового достоинства. Получить ее трудно; счета варьируются соответственно подобранному достоинству, как указано ниже:

короли и дамы

130

валеты

120

тузы или пятерки

110

любое другое достоинство

100

Марьяж. Марьяж — это комбинация К–Д одной масти. Марьяж-империал — это второй марьяж в удвоенной масти. Марьяж может быть объявлен тем или иным из двух способов: во-первых, наличием и показом двух карт в руке; во-вторых, наличием одной из них и прикладыванием к “партнеру”, к-рый уже снесен и лежит в открытую на соответствующей относной пачке. Одновременно можно объявить один марьяж и более, и стоит копить их с той целью, что счета увеличиваются оттого, сколько объявлено зараз. Основной счет за марьяжи следующий: один марьяж — 10, два — 30, три — 60, четыре — 100. Если один из марьяжей — империал, то присчитывается премия в 10, а если два из них в удвоенной масти — премия в 20. При объявлении сразу всех пяти засчитывают 150.

Объявив и засчитав один марьяж или более, игрок забирает все связанные с этим карты и сносит их в общую относную кучку — этим объясняется, почему трики королей и дам редко укомплектовываются на столе. После этого он прикупает столько карт, сколько ему требуется, чтобы добрать до шести, и заканчивает свой ход.

эндшпиль Когда взята последняя карта прикупа, игра продолжается, как и прежде, за исключением того, что руки постепенно сокращаются, от шести до нуля, и необязательно в одинаковом размере. Трики достраиваются, берутся и засчитываются, как обычно, до тех пор пока стол не очистится от карт и ни у кого их не останется.

счет за партию Играется столько сдач, сколько требуется для достижения контрольной цифры в счете, к-рой является 300, если играют двое или трое; 200 — если четверо или шестеро. Как только цель достигнута, игра прекращается.

Товары к этому блоку