Шаус
(фар. sjavs < нем. <Schafs>kopf). Наиболее популярная на Фарерских о-вах и в Дании игра из скатовой семьи, похожая на Шафкопф. Хотя фарерско-английский словарь (Føroysk-engelsk orðabók) приписывает игру Дании, в датских карточных сборниках, по сведениям Антони Смита, в Шаус играют втроем 20-карточной колодой, тогда как на Фарерских о-вах (Автономная обл. Дании) — это игра для четверых пикетной колодой. Смит изучил эту игру 20.10.1996 во время паромной переправы Абердин — Торсхавн (Tórshavn) от четырех играющих фарерцев. 22 октября Смит принял участие в турнире клуба “Мимир” в Торсхавне в качестве гостя от Jákup Dalsgaard.
игроки 4, играющие парами; партнеры сидят визави.
карты 32: пикетная колода. Шесть карт являются постоянными старшими козырями, старшинством сверху вниз: §Д, ªД, §В, ªВ, ©В, ¨В. Старшинство остальных карт в любой масти: Т, К, (Д), 10, 9, 8, 7. Т. о., имеется 13 козырей, если козырная масть красная, и 12 — если черная.
стоимость карт Карты имеют следующую очковую стоимость: Т — 11, К — 4, Д — 3, В — 2, 10 — 10. Фоски не имеют ценности. Т. о., 120 очков в целом.
снятие и сдача Сдатчик тасует колоду, после чего предлагает снять ее игроку справа. Если тот снимает, то сдается каждому игроку по восьми карт пачками по четыре. Если же заручный решает не снимать, а легонько стучит по колоде пальцами или костяшками пальцев, тогда сдатчик сдает восьмикарточными стопками зараз.
определение козырей (торговля) Подручный сдатчика имеет первое слово. Он должен установить длину самой длинной потенциальной козырной масти, к-рая имеется у него, при условии, что у него есть не менее четверки (Антони Смит пишет о пятерке в масти, но это явно описка, т. к. двух пятикарточных мастей в одной руке (см. ниже) быть не может при общем числе карт у игрока 8. Даже при 13 картах в Бридже пятерки приходят далеко не всегда) в масти. Если он не имеет пятикарточного козыря, то пасует, и ход переходит к соседу слева. Как только кто-л. установит длину, последующие игроки пасуют, если не имеют более длинной масти, чем заявленная. Длина в трефах лучше той же самой длины в неустановленной масти, даже если первый игрок в действительности имел трефы. Когда каждый выскажется, игрок с наибольшей длиной в масти устанавливает ее. Если он имеет две масти одинаковой длины, и одна из них трефовая, то игрок должен объявить трефы. Если все спасовали, не имея пяти или более карт в масти, то карты пересдаются тем же сдатчиком.
разыгрывание Атакует игрок слева от сдатчика. Необходимо играть в масть, в случае ренонса козырем бить необязательно. Взявший взятку делает следующий ход. После окончания взяточного розыгрыша каждая пара подсчитывает очки, взятые ими во взятках.
счет Если сторона, объявившая козырей, имеет:
все взятки |
считает 12, |
или 16, если козыри — трефы |
90–120 |
считает 4, |
или 8, если § |
61–89 |
считает 2, |
или 4, , если § |
31–59 |
ее оппоненты считают 4, |
или 8, если § |
0–30 |
ее оппоненты считают 8, |
или 16, если § |
нет взяток |
оппоненты считают 16, |
или 24, если § |
Если обе пары имеют по 60 очков, то в этой сдаче никто ничего не получает, а следующая сдача идет с удвоенным счетом, при этом масть козырей в ничейной сдаче не имеет значения.
партия Партию, или роббер, составляют 24 очка, не при бавляемые, а вычитаемые со счета пар. В счетном листе рисуются две колонки, обозначенные “Мы” и “Они”, как в Висте или Робберном Бридже, под этими надписями проводится горизонтальная черта. Когда сдача выиграна, выигравшая пара вычитает результат с их текущего счета и записывает новый итог в свою колонку, отделляя его новой горизонтальной чертой. Т. о., первая пара, достигшая нуля в своем счете, выигрывает партию; если же противники при этом по-прежнему имеют 24 очка, то выигрыш идет вдвойне. После каждых четырех сдач проводится небольшая вертикальная черта по центру.

Репринт колоды игральных карт, впервые изданной Императорской карточной фабрикой в 1911 году под названием "Исторические".
Повторно колода начала выпускаться в 1930 году, в том числе и в экспортном варианте - с латинскими индексами.
Фигурные карты показывают представителей древних цивилизаций - египетской, ассирийской, греческой и норманнской.

Рисунки под названием "Характер карт пасьянсных" были созданы А.И.Шарлеманем специально для пасьянсной колоды ещё в 1862 году, но единственный пробный выпуск был осуществлён только в 1885 году.
В 1997 году колода была выпущена Комбинатом цветной печати под названием "Сувенирные".
Репринт.