ШМЕНДЕФЕР

Шмендефер

[шмэндэфэр] (фр. chemin de fer железная дорога; лтш. экв. dzelzsceļš). Ïопулярная банковая игра, почти идентичная с Баккара, изобретение к-рой приписывается Италии, а номинация французам. Отличительными чертами от Баккара является то, что роль банкомета быстро переходит к каждому поочередно, сдаются только банковая рука и одна небанковая, и ставки могут быть сделаны только против банка. Что касается названия, то, по одной версии, оно дано игре в связи с той скоростью, с какой она протекает; согласно другой, переходящий из рук в руки банк напоминает движущийся паровоз. Считается, что игра изобретена еще в XVII  в., однако если это действительно так, то она должна была иметь сначала какое-то другое название, т. к. железных дорог в то время не было. Как бы то ни было, название это упоминается уже в докладе Екатерине II главнокомандующего графа Румянцева, уведомлявшего, что “обе столицы режутся шмен-де-фер и штосс, а в Шклове генерал Марич открыл нечто вроде картежной академии, куда постоянно съезжаются лучшие игроки со всего государства”. По данным же французского языковеда П. Робера, Шмендефер впервые зафиксирован во Франции только в 1823 г.

В России Шмендефер обычно называли Железкой или Железной дорогой, а название “Шмэн-дэ-фэр” впервые встречается в карточной литературе в 1915 г.(Как надо играть в карты чтобы быть всегда в выигрыше в какую бы то не было игру: Подробныя наставления к 3-м общепринятым играм шмэн-дэ-фэр (железка), двадцать одно (21) и тринка (русский покер). М., [1915], с. 13–17). После революции игра в России умерла и не возродилась, в отличие от Баккара, даже после открытия казино в кон. ХХ в.

¯ Син.— Железка, Железная дорога, Девятка, Шемми.

v Без “шпалера”, без шума, без малейшей царапины, разбандитят до ниточки лапы арапины. Вся эта афера называется — шмендефером. Маяковский, Стих резкий о рулетке и железке.— Вы ведь не из здешних завсегдатаев. Собираетесь играть в “шмендефер”(В книге Дюморь Д. “Ребекка” ([Петрозаводск]: Худож. лит., 1991, с. 20) имеется примечание: "Азартная карточная игра “шмендефер”, или “железка”, от фр. chemin de fer (chemi) — “железная дорога”".) или привезли клюшки для гольфа? Дюморье, Ребекка.

Ö БАРС: chemin de fer “фр. железка, девятка (азартная карточная игра)”. НБАРС: chemin de fer “фр. шмен-де-фéр, железка, девятка (азартная карточная игра)”; НФРС: chemin de fer “железка (игра)”; НИРС: chemin-de-fer "carte “железка” (вариант баккарá)"; MOS: chemin de fer “<kártyajáték> æелезка”.

Ì ШМЕНДЕФЕР. Описание игры.

Крупье складывал шесть колод в продолговатый блок, который должен был занять свое место в ожидающем карты футляре. Так как Бонд находился рядом, крупье предложил ему нейтральную красную карту с чистой рубашкой, которой нужно было прорезать блок. Бонд зажал карту между пальцами и с нарочитой медлительностью прорезал ею сложенные вместе колоды, как ему показалось, чуть ли не посередине. Крупье улыбнулся при виде его движений и этой медлительности, с ловкостью фокусника перетасовал карты таким образом, что красная сигнальная карта, возвещающая об окончании игры, должна была появиться в прорези футляра  тогда, когда в нем оставалось ну никак не больше семи карт; затем он поместил длинный блок колод в футляр, прижал их металлическим держателем и объявил громко и четко: “Мсье (слово “мадам” по традиции не произносится, так как со времен королевы Виктории повелось считать, что дамы в азартные игры не играют), игра сделана. Банкует номер шестой”.

И. Флеминг, На тайной службе Ее Величества.

игроки Минимум 2, но обычно 7 или больше. Часто лица без мест могут также делать ставки.

крупье От казино выступает крупье, к-рый помогает игрокам в размещении ставок и расчете по ним, консультирует по правилам и шансам и взимает определенный процент в пользу казино. Крупье также играет “банковой” рукой, когда банкует казино. Казино ежечасно делает предписание для крупье, его ассистентов и для наблюдающих за игрой.

цель Поставить на выигрывающую руку, т. е. на руку с более высоким числом очков, чем у другой руки (других рук).

руки Они состоят из двух или трех карт. Стоимость карт следующая: фигуры и десятки оцениваются по 10 очков, остальные карты — по числу обозначенных очков (туз — 1). При подсчете очков десятки отбрасываются, например: пятерка плюс семерка считается за 2, а не 12. Т. о. наивысшим возможным счетом для руки является 9.

основная последовательность игры

1. Размещение ставок.

2. Раздача карт (рук).

3. Получение по требованию еще одной карты.

4. Сравнение рук и расчет по ставкам.

инвентарь Используется несколько полных колод карт. Другим оборудованием является:

а) большой стол, обтянутый зеленым сукном, набитым ватой, размеченный в виде табло для девяти или двенадцати игроков;

б) картодержатель (ящик для карт), или сабо, из к-рого сдаются карты по одной зараз;

в) относный ящик, расположенный под прорезью стола;

г) деревянные лопатки для раздачи карт и осуществления платежей.

карты 312 или 416: шесть или восемь полных колод.

тасовка 1) крупье кладет колоды на стол крапом вверх;

2) игроки и крупье берут по кучке карт и тасуют их, а затем втасовывают эти кучки друг в друга;

3) крупье собирает карты, осуществляет заключительную тасовку большими группами и собирает их в одну колоду, затем снимает ее несколько раз;

4) крупье предлагает одному из игроков сделать заключительное снятие. (Часто действительное снятие производит сам крупье после того, как игрок вставил индикаторную (чистую или рекламную) карту в место, где должно быть сделано снятие.);

5) часто крупье затем вставляет вторую индикаторную карту в колоду (“подрезает”) в районе восьми или десяти карт от низа, чтобы предупредить окончание тасованных карт;

6) крупье кладет колоду в сабо крапом вверх;

7) крупье сдает три или четыре карты из сабо, показывает их и сносит.

выбор первого банкомета осуществляется либо:

а) по жребию;

б) аукционом, где игроки торгуются суммами, к-рые они собираются заложить в качестве банка;

в) по принятию: банк предлагается сначала первому игроку слева или справа от крупье (в соответствии с правилами заведения) и затем по часовой стрелке или против нее до тех пор, пока игрок принимает банк. Крупье передает сабо первому банкомету.

размер банка При первой игре в качестве банкомета банком является:

а) сумма, к-рую игрок объявил, если банк был выигран посредством аукциона;

б) любая сумма, к-рой банкомет желает рискнуть, если приобрел банк по жребию или по принятию.

Во всех последующих играх в качестве банкомета банком является сумма, установленная в первой игре, плюс последующие выигрыши.

ставки Они делаются до того, как сданы карты. Понтеры могут делать ставки только против банка, т. е. они ставят на то, что банк проиграет. Сумма ставок в одной игре ограничивается размером банка — банкомет никогда не обязан расплачиваться по ставкам сверх него. Понтер справа от банкомета (или слева, в зависимости от правил заведения) ставит первым. На любую часть банка, на к-рую он не пошел, т. е на сумму, на к-рую он не поставил (фейд), может пойти следующий игрок по очереди. Очередность делания ставок движется по кругу до тех пор, пока не наберется ставок на весь банк, или кто-то не объявит банко, или пока не поставит каждый желающий. Наблюдатели (мазчики) могут ставить, если есть еще свободная часть банка, или если кто-то из них объявляет банко. Если ставки в целом сделаны не на весь банк, то количество, к-рое не сфейдировано (не востребовано), не связано с риском в этой сдаче и сохраняется за банкометом, независимо оттого, выигрывает он или проигрывает.

банко Понтер или наблюдатель, к-рый желает понтировать на весь банк, сообщает об этом объявлением банко. Объявление банко аннулирует все другие ставки. Когда двое или более хотят пойти банко, приоритет над всеми остальными имеет игрок, понтирующий раньше по очереди, а сидящий игрок имеет приоритет над наблюдателем.

разыгрывание

1. Банкомет мечет две руки из двух карт каждая. Мётка идет по одной карте взакрытую, на стол и себе попеременно. Настольная рука олицетворяет всех понтирующих игроков. Ей играет тот, кто понтирует на самую высокую сумму. Если имеют место две равные ставки, приоритет имеет понтер, находящийся ближе к банкомету исходя из ставочного порядка.

2. Понтер и банкомет смотрят свои  карты, не  показывая их.

3. Если рука понтера насчитывает в сумме 8 или 9, то это является натуралью и объявляется тотчас же в виде предъявления карт. Если это 8 очков, понтер объявляет лаптит, если девять, то  лагранд.

4. Если у понтера  натураль, то банкомет показывает свои карты. Если у последнего нет натурали, то все понтеры выигрывают. Если у обоих натурали, то девять очков перебивают восемь. Если обе руки имеют одинаковые натурали, тогда ничья (станд-офф), и все ставки возвращаются понтерам.

5. Если у понтера нет натурали, он говорит пас. Банкомет тогда смотрит свою руку, и если имеет натураль, то заявляет это сразу же и выигрывает все ставки.

6. Если ни один не содержит натурали, тогда понтер может прикупить, т. е. потребовать еще одну карту, лицом вверх, или стоять, т. е. не требовать дополнительной карты. Его решение должно основываться на правилах математической целесообразности (см. таблицу), за исключением того, что иногда понтеру, идущему банко, разрешается игнорировать эти правила.

7. Прикупать ли затем банкомету еще одну карту или нет, зависит оттого, какую карту он только что дал понтеру (см. таблицу), за исключением того, что иногда банкомету предоставляется право выбора, когда у него пять очков и он дал четверку. Если понтируется банко и разрешается играть по своему усмотрению, то банкомет может тоже пренебрегать правилами прикупки и остановки.

8. Руки показываются. Если присутствует какая-л. ошибка, то банкомет должен восстановить игру, как ей надлежало течь.

правила для понтера

Понтер имеет

Действие

0, 1, 2, 3 или 4

прикупка

5

по выбору

6 или 7

остановка

8 или 9

предъявление

правила для банкомета

Дав понтеру

Стоит на

Прикупает на

0 или 1

4, 5, 6 или 7

3, 2, 1 или 0

9

4, 5, 6, 7 (или 3)

2, 1, 0 (или 3)

8

3, 4, 5, 6 или 7

2, 1 или 0

7 или 6

7

6, 5, 4, 3, 2, 1 или 0

5 или 4

6 или 7

5, 4, 3, 2, 1 или 0

3 или 2

5, 6 или 7

4, 3, 2, 1 или 0

Понтер стоит

6 или 7

5, 4, 3, 2, 1 или 0

выигрыш Рука, содержащая девять очков или ближайшее к ним число, выигрывает.

1. Если суммы равны (анкарт), то все ставки возвращаются.

2. Если банкомет выиграл, то забирает все ставки за вычетом казиношного налога. В большинстве стран казино взимают процент с выигрышей банкометов (обычно 5 %). Иногда выигрыши в первой сдаче игрока, действующего в качестве банкомета, освобождаются от налога. (В странах, где процентный налог запрещен, все доходы казино идут от почасовой таксы, взимаемой казино.)

3. Если банкомет проиграл, то каждый понтер забирает из банка сумму, на к-рую он шел.

держание банка Если банкомет выиграл игру, то может держать банк и в следующей сдаче. В этом случае новый банк заключает в себе первоначальный банк плюс выигрыши после уплаты налога. Держащему банк не разрешается изымать ничего из его выигрыша между сдачами. Если первоначальный банк плюс выигрыш превышают лимит заведения по ставкам, то излишек не ставится.

передача банка Если банкомет выиграл игру, но решает не банковать, то может забрать свой выигрыш и передать банк. В этом случае:

а) банк предлагается игрокам поочередно до тех пор, пока один из них его не примет, после чего новый банкомет определяет размер своего банка;

б) крупье заведения проводит неофициальный аукцион, и банк переходит к игроку, к-рый желает заложить банк, равный тому, что только что был до этого.

проигрыш банка Если банкомет проигрывает игру, то банк предлагается понтерам по очереди,— как в случае, когда банкомет решает передать банк. (Аукцион не проводится.)

перетасовка Карты не перетасовываются до тех пор, пока не вышло по крайней мере 5/6 колоды, и обычно не до тех пор, когда останется последних несколько карт.

Товары к этому блоку