Экарте
[тэ]; ! не рек. уст. экартэ (фр. écarté, îт écart снос, сбрасывание карт; экв.: англ., венг. écarté; íем. Ekarté; исп. ékarté; ðум. ecarté; лтш. ekartē; пол. ekarte), нескл., ср. Старинная французская игра триумфовой семьи, возникшая в XVII в. Экарте вытеснило своего давнего предка Триумфа (Французского Раффа) из парижских казино в нач. XIX в. и достигла Англии около 1820 г. Это динамичная игра с простой механикой, но привлекательная глубиной и разнообразием и могущая играться без денежного интереса. Английский свод законов игры был составлен в 1878 г. и опубликован в виде исчерпывающего трактата Кавендишем (Cavendish (Jones Henry). The Laws of Écarté, adopted by the Turf and Portland Clubs, with a Treatise on the Game.— London: De la Rue, 1878), к-рого обвинили в ее подрыве из-за сверхподробного рассмотрения. Несмотря на то, что Экарте для двух игроков, один из к-рых сдатчик, выдвигаемый (в казиношной версии) заведением, ее продолжающаяся популярность в ряде французских казино объясняется ее пригодностью для групповых ставок зрителей на двух игроков. В европейских казино все больше и больше доминируют американские карточные игры, в Англии Экарте практически исчезло. В России Экарте было известно еще при Екатерине II, однако первая публикация правил игры увидела свет только в 1884 г. (Жан-Тенаж. Игрок на все руки.— М., 1884). В конце 1890-х гг. в России ввели т. н. Клубное Экарте, не имевшее ничего общего с первоначальной французской формой игры. Ныне игра в России неизвестна. Название игры, означающее “снесенный”, намекает на ее самую характерную особенность разыгрывания. Есть много похожих игр. В Польше, например, разные формы игры были известны в XVIII в. и позднее под разными названиями: Пантофел, Баламут, Спящий кот и др.
v Хозяйка с явным неудовольствием стояла у стола, за которым два дипломата доигрывали последнюю партию в экарте. Пушкин, Гости съезжались на дачу... В экарте есть козырь, а эта игра признается азартной. Вяземский, Старая записная книжка. [Дмитрий-царевич:] Скажите мне, здесь весело живут? [3-й:] Порядочно: умеют есть и пить; Съезжаются на балы, на обеды; Есть много ловких молодых людей, И здешних и приезжих; есть игра: Вист, экарте, направо и налево… Языков, Жар-птица.— Ты сведи меня со своим будущим крестником хоть в экарте, сыт будешь. Афанасьев-Чужбинский, Петербургские игроки. Миссис Гоуэн бросила взгляд в дальний угол комнаты, где ее сын, сидя на диване, играл в экарте со старой дамой. Диккенс, Крошка Доррит. Четыре года он [Аристид] занимался только тем, что играл в экарте. Золя, Карьера Ругонов. Под видом совещания Вальтер и кое-кто из тех господ в цилиндрах с плоскими полями, которых Дюруа видел накануне, уже целый час играли в экарте. Мопассан, Милый друг. Экартэ.— Pardonne, ma bonne. Сыграйте пока в экартэ. Или подождите меня… я скоро вернусь. Тургенев, Новь. Три лúстика.. Ставки ставятся, как в горку, разыгрываются, как в экартэ. А. Островский, [Материалы для словаря русского народного языка]. Мортимер остался у нас, и после обеда они с баронетом затеяли партию в экартэ. А. Дойл, Собака Баскервилей.
Ö Впервые: Толль, Слов., 1864; Михельсон: экарте “фр. écarté îт écarter, древн.-франц. escarter, итал. scartere, от carta, карта. Карточная игра, в которой выигрывает тот, кто прежде сделает пять очков”; Дубровский, Слов., 1891, Южаков (“(франц. écarté). êарточная игра для двоих, играется с пикетными картами. Каждый получает по 5 карт, 11 карта козырь; поперек нея кладется колода. Карты по достоинству идут так: король, дама, валет, туз, десятка, девятка, восьмерка, семерка. За большинство взяток считается 1 очко, за козырнаго короля также 1 очко, за шлемм 2 очка. 5 очков оканчивают партию. Если тот, чей ход, надеется сделать 3 взятки, он говорит: “Je propose!” (я предлагаю). Противник может отвергнуть предложение и отвечает: “Jouez!” (играйте). Если же у него тоже дурныя карты, то он или отвечает: “Combien?” (сколько), чтобы удержать за собой еще раз право решения, или же тотчас говорит: “J'accepte!” (принимаю). Тогда оба отбрасывают свои плохия карты и тот, кто сдавал, дает из колоды другия. Отбрасывать карты (écartér) ìожно до тех пор, пока один из играющих не настаивает на том, чтобы “играть”. Кто отказывается от первого отбрасывания, обязательно должен сделать 3 взятки, иначе противник вместо одного очка, ставит себе два. Сбрасывают карты в масть. В случае ренонса можно сбросить любую карту. Если на кону открывается козырем король, то он идет в пользу того, кто сдавал”. // Большая энциклопедия, 190? [» 1905], т. ХХ, с. 488–489): экартэ; Даль-3: экартé “ср. нескл., фрн. écarté, род карточной игры для двоих”; Ефремов, 1912: экартé “фр.— азартная карточная игра для двух лиц, в 32 карты, сдача по 5 карт, 11-я карта — козырь”; Ушаков: экартé “[фр. écarté, áукв. сброшенный]. Старинная азартная карточная игра для двух лиц”; МАС: экартé “Старинная азартная карточная игра для двух лиц”.
Ì ЭКАРТЕ. Описание игры.
игроки 2.
карты 32, старшинством сверху вниз: КДВТ10987 в каждой масти. Обратите внимание на место туза. Целесообразно использовать две колоды, с тем чтобы одну можно было тасовать, в то время как другую сдавать.
цель Стремиться брать взятки и набирать очки. Первый набравший пять очков выигрывает партию.
фишки Наилучший способ ведения счета осуществляется посредством фишек: каждый игрок начинает с пятью слева от себя и переносит одну направо от себя за каждое очко, к-рое он считает.
основная идея Козырная масть устанавливается случайным образом, и пять взяток разыгрываются по следующим “строгим” правилам. Игрок считает 1 очко за взятие трех или четырех взяток, 2 очка за выигрыш воли (В немецкой литературе выигрыш пяти взяток называется “маршем”) (всех пяти). Характерная особенность игры состоит в том, что здесь может быть несколько кругов обмена карт перед тем, как начнется разыгрывание, и требуется здравомыслие в принятии решения, когда прекратить обмен и начать розыгрыш.
сдача Сдача чередуется (снявший старшую карту сдает первым). Тщательно тасуют, предлагают снять и сдают по пяти карт каждому игроку, сначала по две, а затем по три зараз (или наоборот, однако с какого бы способа ни было начато, его необходимо придерживаться в продолжение игры). Оставшиеся карты помещают лицом вниз в качестве прикупа. Верхняя карта вскрывается и кладется рядом с колодой или под нее поперек. Масть вскрышки является козырной для этой сдачи. Если на вскрышке король, сдатчик считает за него 1 очко. (Если это дает ему 5 очков, он выигрывает без дальнейшего разыгрывания.)
снос Несдатчик может начать разыгрывание выходом на первую взятку, после чего будет оштрафован, если не выиграет, или может требовать карт, говоря: “Пропос” (предлагаю). Если он предлагает, сдатчик может либо отвергнуть предложение, требуя, чтобы розыгрыш был без обмена (в этом случае последний будет оштрафован, если не выиграет), либо принять, говоря: “Акцепт”. Если сдатчик принимает, оба игрока должны поменять по крайней мере по одной карте.
Карты меняют следующим образом. Несдатчик сносит от одной до пяти карт взакрытую и набирает столько же с верха колоды. Затем то же самое делает сдатчик. Козырная вскрышка остается в неприкосновенности.
Еще раз, несдатчик может сходить или предложить, а сдатчик может принять или отвергнуть. Это продолжается до тех пор, пока несдатчик не примет решения ходить, или сдатчик не отвергнет предложение, или прикуп не исчерпается. Ни один игрок не может требовать карт больше, чем осталось в прикупе, и когда карт больше не осталось, несдатчик обязан начать игру.
маркировка короля После обмена, но до разыгрывания, если какой-л. игрок содержит козырного короля, он может объявить это и засчитать 1 очко. Эта привилегия отменяется, если и как только его обладатель играет любой другой картой в первую взятку. Король на вскрышке считается в пользу сдатчика.
разыгрывание Применяются необычные правила взятия взяток. Несдатчик выходит на первую взятку (сообщая во время хода, какой мастью он играет,— условность, к-рую нек-рые современные игроки игнорируют). Второй игрок в каждой взятке должен не только ходить в масть, но к тому же выигрывать взятку, если может. Если не способен давать в масть, то должен бить козырем, если может, и только если не в состоянии играть т. о., может ренонсировать. Взятка берется более старшей картой масти выхода или более старшим козырем, если таковые имели место, и взявший взятку ходит на следующую. (Иногда применялись обычные правила розыгрыша: ходить в масть, при ее отсутствии — играть по своему усмотрению.)
счет Если какое-то количество карт было обменяно, то взятие трех или четырех взяток несет 1 — за очко (или трик), взятие пяти дает 2 — за волю. Но если несдатчик начинает игру без предложения и при этом проигрывает, или сдатчик проигрывает после того, как отверг первое предложение, тогда победитель считает 2 очка (вместо полагавшегося одного) независимо от числа взятых им взяток. Взятие пяти взяток без обмена карт волей не является и дает только 1 очко (что несколько уменьшает долю везения).
партия Игра ведется до 5 очков. По договоренности игра выигрывается одинарно, если проигравший имеет 3 или 4; вдвойне — если 1 или 2; втройне — если он не замаркировал очков.
нарушения Если сдатчик открывает одну из своих карт в сдаче, сдача остается в силе; но если он вскрывает одну из карт противника, последний может потребовать пересдачи. Принятое предложение взято назад быть не может. Сыгранная карта не может быть взята назад, за исключением исправления фальшренонса или хода не в очередь, причем в последнем случае — если противник еще не сыграл на нее. Игрок, к-рый отказывается от своих карт, признает оставшиеся взятки за противником, к-рый считает соответственно. Если обнаружен фальшренонс или факт невзятия взятки при наличии такой возможности, оппонент нарушителя может (даже если он отказался от своих карт) потребовать восстановить руки и переиграть; в этом случае нарушитель, если выигрывает, считает 0 за очко, или 1 за волю или любое другое обстоятельство, где он в обычном случае замаркировал бы 2 очка.
варианты В Экарте могут принимать участие и более двух игроков, однако активных в каждой сдаче только двое. Троим или более поэтому лучше переключиться на какую-н. форму Юкера.
советы по розыгрышу
На первый взгляд “строгие” правила розыгрыша, требующие, чтобы игрок брал взятку, если возможно, могут показаться ограничивающими проявление мастерства. Небольшая практика вскоре покажет, что в игре существует больше тонкостей, чем сперва кажется, может быть даже достаточных для утверждения французов, что хорошими экартистами рождаются, а не становятся. Умелая рассудительность требуется в понимании, когда менять и когда играть.
Как несдатчик вы должны ясно понимать, что у вас есть два преимущества по сравнению с оппонентом: во-первых, ход; во-вторых, то, что шансы обладания большим числом козырей не в его пользу. Если у вас есть три или более сильные карты (козыри и короли), вы должны играть без предложения; и наоборот, если вы предложили и предложение принято, то должны сбросить все карты, не являющиеся козырями или королями и т. о. поменять по крайней мере три. Ряд раскладов отличаются двоякостью — как возможностью выигрыша, так и проигрыша, и должны поэтому играться без предложения. Такие руки называются жёдереглями (“обязательными руками”). Полный диапазон жёдереглей разработан до малейших тонкостей. но в общих чертах может быть резюмирован следующим образом.
экарте: расклады, пригодные для игры без предложения
козырное содержание |
некозыри включают |
3+ |
любые |
2 |
король и ренонс вторая дама триплет |
1 |
КДВ одной масти третья дама две вторые дамы |
0 |
любые четыре фигуры, лучше, чем валеты |
Нормальная стратегия на таких раскладах — выходить старшей картой из самой длинной масти и продолжать ее до убитки. Опыт покажет, какие руки допускают другую стратегию, и в особенности — как сблефовать выходом, чтобы сдатчик посчитал, что вы играете общепринято, когда это не так, и т. о. просчитался.
Есть нек-рые разумные исключения к вышеуказанным раскладам. Если у вас имеется козырной король (или дама, если король был на вскрышке), безопасно предлагать всегда, когда вы сомневаетесь в силе своей руки, и это делать разрешается, поскольку сдатчик не может после этого выиграть волю, считающуюся 2 против вас, а вы можете продолжать набирать сильные карты до тех пор, пока не будете в состоянии сами выиграть волю. Но помните, что вы должны поменять по крайней мере одну карту, если ваше предложение принято, чтобы не попасться на удочку для начинающих, блефующих на “железобетонной” руке, к-рая скорее всего будет ослаблена, нежели усилена, любым обменом.
Предлагать или нет, может также зависеть от состояния счета. Если сдатчик опережает с 3 очками, опасно играть без предложения, ибо если вы проиграете сдачу, он сосчитает 2 за игру. Вам, следовательно, нужна жёдерегль выше средней. Но если он стоит на четырех, вы должны предпочесть остаться со слабой рукой, если только у вас нет в наличии козырного короля (или он на вскрышке), ибо если вы пригласите к обмену карт, то ему нужно лишь вытащить короля и замаркировать его, чтобы выиграть без дальнейшей игры.
Как сдатчик вы можете обыкновенно полагать, что предложение сделано исходя из слабой карты (исключения существуют в том случае, если вам известна стратегия несдатчика и, может быть, стиль игры оппонента) и соответственно отвергать на любой карте, к-рая будет жёдереглью в другой позиции, или чуть слабее. По существу вы должны непременно отвергать, имея трех или более козырей, и почти всегда на двухкозырной руке с поддержкой двух или более карт в другой масти. Даже такое невзрачное содержание, как козырные семерка и восьмерка, девятка и десятка другой масти и десятка третьей масти, дает шансы в вашу пользу примерно 2 к 1, если предложение поставлено. Имея козырного короля (или даму, если король на вскрышке), однако, возможно, стоит принимать предложения в расчете на волю.
иллюстративные сдачи
1. Кабанов раздает следующие карты, вскрывая в качестве козыря мелкую пику:
Данилов |
ªВ ©Д §К7 ¨Д (предлагает) |
Кабанов |
ª7 ©97 §В ¨К (принимает) |
Рука Данилова не совсем жёдерегль, и он проигрывает вдвойне, если играет. Он сносит обеих дам и семерку. Кабанов также сносит три из своих карт, не являющихся козырями или королями. Новые расклады следующие:
Данилов |
ªВ10 ©К §К10 (играет) |
Кабанов |
ªД7 ©Д9 ¨К |
Если только Кабанов не имеет козырного короля, у Данилова, выходящего, есть вероятность воли. Поэтому он начинает ©К, картой, к-рая маловероятно, что будет убита, для того, чтобы увидеть, имеет ли Кабанов короля для объявления. В этом случае не следует ходить королем более длинной масти, т. к. Данилов в целом увидел трех треф (считая свой снос) против только двух черв, и червы, следовательно, с большей вероятностью не будут убиты. В нижеследующем разыгрывании берущие карты подчеркнуты:
|
1-я 2-я 3-я 4-я 5-я |
Данилов – |
©К ª10 – §К – §10 ªВ |
Кабанов |
ª7 – ¨К §9 §Д ªД (считает 1) |
Его выход бьется козырем, Данилов может лишь играть на очко. Во второй взятке Кабанов воздержался от показа силы в козырях с целью ввести в заблуждение противника. В третьей взятке Данилов воздержался от козырного хода (ªВ), опасаясь, что у Кабанова могут оказаться дама и еще бубны. Играя трефами, он бы выиграл, где у Кабанова был достаточно неблагоприятный расклад в виде вилки К10.
2. Данилов сдает нижеследующий расклад и вскрывает ©В:
Кабанов |
©Д10 §108 ¨8 (играет) |
Данилов |
©8 §В ¨ТВ10 |
Ведя в счете, Кабанов рискует на своих двух козырях и дублетоне — не совсем жёдерегли, но стоящих того, чтобы играть.
Кабанов выходит от своего некозырного лонгера.:
|
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й |
Кабанов – |
§10 ¨8 ©10 – ©Д – §8 (считает 1) |
Данилов |
§В – ¨Т – ¨В ©8 ¨10 |
Он бы проиграл очко, следуя гамбиту начинающих,— отбору козырей.
3. Кабанов сдает нижеследующее и вскрывает §Д:
Данилов |
§7 ©7 ¨К107 |
(предлагает) |
Кабанов |
§9 ªКД ©КД |
(отвергает) |
|
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й |
|
Данилов – |
¨К ©7 §7 – ¨10 – ¨7 |
(считает 2) |
Кабанов |
§9 – ©К – ©Д ªД ªК |
|
Теоретически рука Данилова была не достаточно сильной, чтобы играть без предложения, а Кабанов теоретически был достаточно силен для игры без принятия,— однако то, что случается на практике, может быть совершенно иного свойства. Данилов считает 2 за выигрыш очка после отвержения.